ТРАНСФОРМАЦИЯ АКСИОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
В "ЖЕНСКОЙ ПРОЗЕ" ЗУЛЬФИИ КУРАЛБОЙ КИЗИ
Муртазаева Феруза Рашитовна
соискатель кафедры русского языка и литературы,БухГУ
( Узбекистан,Бухара)
Тел: +998930820020
feruza79.79@list.ru
Аннотация:
В статье рассматривается творчество Зульфии Куралбой Кизи с точки зрения наличия вечных аксиологических ценностей. Как писатель-современник она затрагивает такие важные темы для каждого человека, как устройство личной жизни, создание семьи, карьера, дети. На примере ее произведений «Мухаббат ва нафрат» («Любовь и ненависть»), «Келин» («Невестка») анализируется процесс трансформации ценностей в течение жизни героинь и героев ее произведений.
Ключевые слова: аксиология, художественное произведение, аксиологические ценности, аспекты, координаты.
Творчество практически любого писателя неразрывно связано с социально-философскими проблемами того общества и тех героев, которые описываются им и фигурируют в его работах. Так как любой человек имеет определённые ценности, представляется крайне важным изучить природу происхождения этих ценностей, рассмотреть их структуру, а также выявить то, как именно разные ценности связаны друг с другом.
Вопросами изучения таких ценностей занимается аксиология. Аксиология является разделом философии, изучающим ценности человека, их социо-культурные аспекты, место в человеческой реальности, а также причины их появления. Сама по себе аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае — показать возможности практического разума в общей структуре бытия.[1]
Ценностью является выражение человеческого измерения культуры, воплощением в себе отношения к формам человеческого бытия, человеческого существования. Ценность - это не только «осознанное», но и жизненно экзистенциально прочувствованное бытие. Она характеризует человеческое измерение общественного сознания, поскольку пропущена через личность, через ее внутренний мир.
Среди ценностей выделяют материальные (предметные) и идеальные (духовные). Главная сфера предметных ценностей - продукты целесообразной деятельности человека, воплощающей представления личности и общества о совершенстве.
Персонажи Зульфии Куралбой кизи лишены гармоничной «формы личного существования»: судьба, как правило, поворачивается к ним спиной. Мечтательность героев автора рождается на основе непреодолимости ситуации и тягостной необязательности происходящего.
В произведении «Любовь и ненависть» главная героиня Дилдора, претерпевает постоянную смену ценностей: сталкиваясь с жизненными трудностями, ударами судьбы, ее личность меняется, цели становятся все более материальными [3]
В самом начале рассказа героиня Дилдора - обычная сельская девушка ещё очень молодая – она хочет любить и быть любимой, у нее страстное желание и стремление жить в городе в цивилизованном мире, обрести семью. Это заставляет Дилдору, вопреки всем узбекским обычаям, жить в гражданском браке с Абдуллой, который имеет законную супругу и детей. Но со временем Дилдору, это не устраивает, она хочет большего – настоящую семью, законный брак, любовь на вечно, достаток. Эта погоня героини за чем-то большим на протяжение всего рассказа играет с Дилдорой злую шутку – изначально имея только любовь, хотя и не в изобилии, она постепенно теряет то, что ей дорого: Абдулло.
Зульфия Куралбой кизи показывает, как, даже когда у героини вроде бы все хорошо, она сама, собственными руками портит свою жизнь,вместо того, чтобы осознать собственную неправоту, найти любовь для себя, собственную, Дилдора, продолжает копить обиду, ищет лучшего, большего, являясь личностью независимой и ни с кем не считаясь.
В конце рассказа Дилдора, вновь остаётся одна .Даже получив кров, деньги, любовь и поддержку от Пулата, Дилдора не ценит такого хорошего к ней отношения, а думает о мести, как же наказать Абдулло, за причиненную ей боль. Так как, она не умеет – она уже привыкла жить для себя и не хочет впускать в своей мир кого-то другого, не доверяет людям.
Зульфия Куралбой Кизи помогает читателю проследить, как именно трансформируются аксиологические ценности героини – в начале жизни преобладали духовные ценности, поиски любви, семьи, личного счастья, затем стали преобладать предметные –жажда денег, поиски пропитания, крыши над головой.
Примечательно то, что в течение всего произведения героиня очень мало думает о своей душе, о религии, о обычаях,о родителях. Можно сделать вывод, что ценности героини сместились уже в молодые годы, а этому смещению поспособствовали жизненные тяготы и нужда.
На контрасте с сильными женщинами-героинями показаны мужчины: слабые, порочные, нерешительные, безответственные и неспособные кормить семью и обеспечивать её всем необходимым. Например, в рассказе "Любви и ненависть", Абдулло, возлюбленный Дилдоры, несмотря на то, что относится к ней хорошо никак не проявляет себя, и не желает жениться на ней, так как не в силах бросить семью и детей. Но в тоже время, он постоянно просит деньги у Дилдоры, для содержания своей семьи. В результате, когда Дилдора, сама нуждается в материальной поддержке, он просто исчезает.
Список использованных источников
Барышков, В.П. Аксиология личностного бытия / В.П. Барышков. – М.: Логос, 2005.
Ильин, В.В. Аксиология / В.В. Ильин. – М.: Изд_во МГУ, 2005.
ЗульфияКуралбойкизи. Ангел зла (Ёвузликфариштаси). - Т.: Янги асравлоди, 2005.
ЗульфияКуралбойкизи. Древняя песня (Қадимий қўшиқ). - Т.: Узбекистан, 2012.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат