Филиппова Анна Андреевна,
1 кв.категория.
МБДОУ №13 «Незабудка»
г. Северодвинск, Архангельская обл.
Малыши играют в шахматы.
Все чаще воспитатели детских садов задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра?
Ответ на этот вопрос дал в своей статье «К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста» доктор психологических наук, профессор А.В.Запорожец:
«В настоящее время внимание ученых всего мира приковано к громадным потенциальным возможностям развития, таящимся в дошкольном детстве…Педагогические, психологические и физиологические исследования свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5-6 лет значительно выше, чем это предполагалось до сих пор…»
Такое заключение о функциональных возможностях организма пяти-шестилетних детей дает все основания широко популяризировать шахматы среди дошкольников старших групп детского сада.
Экспериментальные исследования совпадают с выводами практиков: шахматная игра может занять определенное место в педагогическом процессе детского сада, ибо она учит дошкольников логически мыслить, запоминать, сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность, дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память.
А теперь давайте разбираться, с чего же следует начинать обучение шахматной игре в детском саду? Интерес к игре в шахматы у одних детей проявляется самостоятельно, под некоторым влиянием родных и близких, товарищей, компьютерных игр, у других его можно вызвать, сформировать незаметно для ребенка. И то и другое приемлемо. Шахматы должны постепенно стать продолжением детских игр и забав. Какой-либо «принудительный элемент» здесь должен начисто отсутствовать, ни в коем случае не приниматься на вооружение воспитателем.
С чего начать обучение? Наверное, вы уже догадались – с игры. Но не в шахматы, а в знакомство с шахматными фигурами. Ни в коем случае нельзя ставить перед ребенком начальную позицию шахматной партии и тут же объяснять, как ходят фигуры. Дети в этом возрасте редко понимают смысл объяснения и теряют интерес к игре. Попробуйте начать играть, например, в «ладью». Расскажите о ней сказку, покажите на шахматной доске ее «домик», начните за ней охотится – и ваш ребенок быстро овладеет правилами передвижения ладьи. И так со всеми фигурами. Эффект игрового метода изучения шахмат «по частям» велик. Известны случаи, когда подобным образом шахматными правилами овладевали трехлетние дети. Сказки, истории можно придумать самим. Главное, чтобы все игры шли непринужденно, ребенок не должен замечать, что его обучают.
Оказывать помощь в игре малышам следует тактично. Нельзя хвалить одних и в то же время ругать других. Важно воспитывать привычку к преодолению трудностей, строя занятия по дидактическим принципам: от простого к сложному, от легкого к трудному.
Предварительно воспитателю полезно узнать у детей, кто уже умеет играть в шахматы, а так же выяснить, у кого дома имеются шахматы.
Воспитатели часто задают вопрос: «Как играть с ребенком?» Можно сделать вид, что проиграл, но злоупотреблять этим не следует. Лучше всего дать малышам фору в несколько фигур.
После игры воспитателю следует разобрать с детьми их ошибки.
Для занятий с ребятами понадобится по одному комплекту шахмат на двух детей. Неизменным успехом у детворы пользуются так называемые «гигантские шахматы». Их достоинством является огромное поле, привлекательная величина фигур. На них можно играть как один на один, так и команда на команду. Демонстрационная доска вывешивается на стене так, чтобы с любого места была отчетливо видна каждому.
Наибольшего эффекта удается достичь, когда вся группа детей делится на две подгруппы: сильную и слабую, и занятия ведутся с ними раздельно. Подбираются пары, играющие примерно одинаково, иначе постоянные проигрыши слабейшего, приведут к тому, что он быстро разочаруется, потеряет веру в свои силы.
По мере того как дети все больше овладевают азами шахматной науки, им предоставляется возможность сражаться на 64-клеточной доске чаще. Воспитатель, наблюдая за ходом игры и контролируя действия играющих, сосредоточивает внимание лишь на характерных ошибках, показывая их всем детям на демонстрационной доске.
Перед игрой нужно провести беседу об общих правилах поведения во время шахматных поединков, например:
- Дети, в шахматы играют не торопясь, спокойно, тихо, чтобы можно было придумать самый хороший и сильный ход. Нельзя спорить друг с другом, громко разговаривать, так как этим вы будете мешать себе и другим.
Педагогические задачи, стоящие перед этой удивительной игрой, довольно широки и разнообразны: 1) образовательная – расширяет кругозор, пополняет знания, активизирует мыслительную деятельность дошкольника, учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.; 2) воспитательная – вырабатывает у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах, стойкий характер; 3) эстетическая- играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляют ему истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение; 4) физическая – среди ребят, играющих в шахматы, часто бытует такая поговорка: «Чтобы гроссмейстером стать, надо много знать, постоянно физкультурой, спортом заниматься, ежедневно закаляться».
Все дети изначально талантливы. Но, знакомя с элементарными правилами игры, дошкольнику следует помочь усвоить извечную истину: шахматы -дело занимательное, увлекательное, но и сложное, шахматы – это каждодневный труд, труд упорный и настойчивый.
Список литературы.
1. Гришин В.Г. «Малыши играют в шахматы», Москва, 1991г.
2. Новотельнов Н.А. «Знакомьтесь: шахматы», Санкт-Петербург, 2001 г.
3. Сухин И.Г. «Шахматы в начальной школе», Москва, 2018г.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат