Развитие этнической толерантности учащихся на уроках русского языка.
Развитие этнической толерантности учащихся на уроках русского языка — длительный и сложный процесс, который необходимо строить так, чтобы при самостоятельной или групповой деятельности дети стали принимать многогранность мира и не боялись быть отличными от других. Эффективно применять с помощью познавательного материала, который изучается в начальных классах на уроках русского языка, он очень важен для воспитания учащихся в духе толерантности. Большое воспитательное значение имеет коллективная творческая деятельность, которая способствует формированию у детей доброжелательного отношения и эмоционального принятия людей, эффективному взаимодействию при решении общих задач, этнической толерантности в детском коллективе. Решая задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга, учатся терпеливо относиться к высказываниям и мыслям одноклассников, при этом, сохраняя свою яркую индивидуальность.
Готовность школьника к взаимопониманию и взаимодействию, основанную на знаниях и опыте, полученных в реальной жизни и на учебных занятиях, ориентированных на его участие в учебно-познавательном процессе, способствует на его успешную адаптацию в многонациональной среде.
По мнению педагогов, младший школьный возраст — это наиболее важный этап в этнической социализации ребенка, когда наиболее активно идут процессы формирования его национального характера, норм поведения, вкусов и культурных традиций своего народа. В этом возрасте дети открыты и для взаимодействия с другими народами, легко усваивают их языки и национальные особенности. Задача школы закрепить эти природные качества ребенка и создать прочную основу для их дальнейшего развития.
Результаты наблюдений за поведением младших школьников, общением, отношением их к одноклассникам позволяют сделать вывод о том, что у детей, часто проявляется нетерпимость по отношению к учащимся другой национальности, так как у них заложены такие понятия как «хороший», «плохой», среднего показателя в младшем школьном возрасте не существует
Также ряд исследований рассматривают особенности поведения младших школьников в школах с полиэтническим составом учащихся.
Анализ научной литературы, посвященной поликультурному образованию и воспитанию детей младшего школьного возраста, свидетельствует о том, что главным образом, исследуются вопросы формирования культуры межнационального общения, а проблема формирования межэтнической толерантности у младших школьников все еще требует исследований.
Необходимость и возможность эффективного формирования межэтнической толерантности у младших школьников обусловливается их возрастными особенностями и характером проявления индивидуальных качеств личности в этом возрасте. Такие особенности детей этого возраста, как подчинение старшим, доверительность, открытость, стремление к подражанию, послушание, исполнительность способствуют быстрому освоению существующих в обществе норм и стереотипов социальных, в том числе межэтнических, взаимоотношений. Поэтому младший школьный возраст можно считать важным периодом для формирования межэтнической толерантности. На учителя первой ступени начального общего образования ложится ответственность за обеспечение взаимодействия культуры своего народа с другими этническими культурами через их сравнение и выявление в них национальных и общечеловеческих ценностей.
Содержание и организация уроков русского языка дополняется и обогащается учебным материалом, методами и приемами, способствующими развитию межэтнической толерантности. На начальном этапе необходимо охарактеризовать проявления межэтнической толерантности младших школьников в условиях многонационального детского коллектива. Дополнить и обогатить содержание обучения русскому языку, учебными материалами, методами и приемами, направленными на формирование межэтнической толерантности младших школьников.
Межэтническая толерантность в условиях межнациональных отношений рассматривается как качество, характеризующее личность, приобретающее первостепенное значение для обеспечения бесконфликтного и конструктивного общения представителей народов многонациональной России, особенно ее национальных регионов. Это требует актуализации задач формирования межэтнической толерантности учащихся в деятельности учителя, школы и социума а также обязательного отслеживания эффективности этого процесса при анализе и оценке деятельности образовательных учреждений.
Формирование межэтнической толерантности является актуальной социологической и психолого-педагогической задачей современности, поскольку отражает требования, предъявляемые к современному человеку, живущему в многонациональном обществе, и предполагает готовность жить в межкультурном взаимодействии. Будущее за человеком, не столько обладающим конкретными знаниями культуры межнационального общения, сколько умеющими сотрудничать с людьми разных национальностей, что возможно лишь на основе межэтнической толерантности.
Формирование межэтнической толерантности есть сложный и длительный процесс, который можно специально направлять в детском возрасте. Детей необходимо учить уважительно и терпимо относиться к иной культуре, к представителям других национальностей. Чем раньше начнется этот процесс, тем раньше личность будет способна к безопасному и эффективному взаимодействию, общению. Учитывая, что отношение к людям другой национальности начинает формироваться со старшего дошкольного возраста и наиболее ярко проявляется в начальной школе, представляет интерес изучение данного явления именно в период младшего школьного возраста.
Показателями проявления межэтнической толерантности младших школьников являются осознание ими значимости разнообразия этнических культур народов мира; знание своей национальной культуры и гордость за нее; уважительное отношение к представителям культур и восприимчивость к их нуждам; умение сотрудничать с представителями других национальностей на основе уважения и взаимосогласия. Чтобы достичь необходимого уровня межэтнической толерантности личности, необходимо обеспечить ее поликультурное образование, что требует создания определенных педагогических условий.
Возможность формирования межэтнической толерантности младших школьников, разработаны и реализованы следующие педагогические условия, организация специальной подготовки учителя к процессу формирования межэтнической толерантности учащихся, разработка и внедрение дополнительного учебного материала для уроков русского языка в начальной школе, способствующего обогащению знаний младших школьников о культурном многообразии мира.
Уроки русского языка в начальной школе создают основу для развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы ребенка. При соответствующем педагогическом руководстве и дополнении эти предметы открывают ребенку эталоны терпимого отношения к другому человеку.
Межэтническая толерантность личности характеризуется знанием общечеловеческих и национальных ценностей, признанием их равноправия и ценностным отношением к другим этнокультурам, имеет сложную структуру, включающую когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты, взаимосвязанные друг с другом, проявляющиеся в деятельности и поведении человека и может целенаправленно формироваться уже в младшем школьном возрасте.
Целесообразно рассмотрение этой проблемы в сотрудничестве семьи и школы. В процессе формирования межэтнической толерантности детей; возможностью совершенствовать средства диагностики воспитания межэтнической толерантности; изучение проблемы преемственности в формировании межэтнической толерантности детей младшего школьного возраста и других возрастных групп, а также изучение специфики влияния содержания различных учебных предметов на результативность формировании межэтнической толерантности.
Литература.
1. Т. Т. Нуржанова Этнокультурная компетентность учащихся начальных классов
2. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования Текст. / Б.С. Гершунский // Педагогика.- 2002.-№7.
3. Дмитриев, Г. Д. Много культурное образование Текст. / Г. Д. Дмитриев.- М.: Народное Образование, 1999.
4. Еременко О.И. Воспитание толерантного сознания в процессе обучения русскому языку Текст. / О.И. Еременко, // Начальная школа.-2004.
5. Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России Текст. / М.Н. Кузьмин // Педагогика.-1999 №6.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат