Методы мнемоники для запоминания правил русского языка
К сожалению, не все люди обладают феноменальной памятью, позволяющей практически с ходу запоминать всю необходимую информацию. Ещё во времена Древней Греции были разработаны различные способы запоминания, получившие название мнемотехники или мнемоники (от др.-греч. μνημονικόν — искусство запоминания). Позже эти приёмы активно применялись среди средневековых богослужителей, а огромную популярность мнемоника достигла во времена эпохи Возрождения, когда владение большим количеством знаний ценилось очень высоко.
Современные реалии не являются исключением и требуют от человека колоссального багажа знаний. Но как держать эти знания в голове, при этом постоянно находясь в безграничном потоке информации? Особенно это важно для школьников и студентов, к которым система образования предъявляет достаточно высокие, а порой и жёсткие требования. Очень часто у некоторых из них плохо развита память, а также отсутствует мотивация в изучении предмета. И здесь как никогда актуальна мнемоника.
Роль мнемотехник неоценима в лингвистике, в частности в русском языке. Преобразование правил в ассоциации как нельзя лучше облегчают запоминание, тем самым экономя время и превращая процесс обучения в интересное, захватывающее и увлекательное занятие.
Условно мнемотехники, активно применяемые на занятиях русского языка, классифицируются следующим образом:
1) Буквенно-звуковая мнемоника;
2) Рифмовки, общность ударений;
3) Отнесенность к единому типу словообразования;
4) Сказки – ассоциации;
5) Схематично – рисуночная мнемоника;
6) «Материальная», «пальчиковая» мнемотехника.
Ниже описываются некоторые примеры наиболее распространенных мнемотехник, относящихся к каждому из пунктов классификации.
Так, например, к буквенно-звуковым мнемотехникам относятся приёмы, которые характеризуются наличием одинаковых букв, звуков, также допускается их частичное сходство. Наиболее распространена эта мнемоника для запоминания глаголов “одеть” и “надеть” - “Одеваем Надежду, надеваем одежду”. Отличная техника применяется для определения вида глагола (совершенный или несовершенный): если глагол отвечает на вопрос “что сделать?”, то глагол относится к совершенному виду, если буквы “с” в вопросе нет, то глагол несовершенный.
Легки в запоминании всевозможные рифмовки, основанные на общности ударений. Они очень эффективны для запоминания норм орфоэпии: “Надеваю шо'рты, чтобы кушать то'рты”, “Нефтепрово'д сломал бегемо'т” и т. д.
Наверное, каждому приходилось учить стихотворение для запоминания глаголов-исключений I спряжения:
“Гнать, держать, смотреть и видеть,
Слышать, дышать и ненавидеть.
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья, их на е писать нельзя.”
Нередко пятиклассники сталкиваются со сложностями в правописании корней зар-. И здесь придуман такой мнемоприём: “Заря, зарница, озаренный, озарять – по слову зарево я буду проверять.”
Третий тип классификации - отнесенность к единому типу словообразования. Пример такого типа - так называемое “правило окна” для правописания суффиксов наречий, образованных приставочно-суффиксальным способом. Эта мнемотехника заключается в следующем: у наречий, имеющих приставки в-, на-, за-, из-, до-, с в суффиксе пишется та же гласная, что и в слове “окно” с аналогичными приставке предлогами. Например, до окна - дотемна, за окно - затемно и т. д. На усмотрение учащихся для наиболее легкого и быстрого запоминания слово “окно”, можно заменить любым другим именем существительным среднего рода (молоко, ведро, сито и т. д.)
Весьма быстро можно запомнить учебный материал с помощью сказок-ассоциаций на всевозможные лингвистические тематики. Эти приемы основаны не на логике, а на работе фантазии, воображения. Значительный вклад в развитие сказок-ассоциаций внес отечественный писатель и педагог Феликс Кривин. Одна из его сказок-мнемотехник о правописании частицы не и одноимённой приставки представлена ниже:
Сила любви
Гордую и упрямую Частицу полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она ему: «Не верю». Частица никогда не подходила близко к Глаголу и писалась от него отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Частица говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятьях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама Частица жить друг без друга не могут.
К недостаткам таких сказок-ассоциаций можно отнести их объёмность по сравнению с правилами, что актуально как правило только при самостоятельном обучении. Кроме того, сказочные метафоры часто бывают размыты и не всегда понятны школьникам.
Отлично зарекомендовали себя схематично-рисуночные мнемотехники. Однако они наиболее актуальны для учащихся младших классов. Смысл этих приёмов заключается в замене букв в словах рисунками, так или иначе ассоциирующихся с данным словом. Особенно актуально для запоминания правописания непроверяемых гласных или согласных (как правильно называется?). Например, в слове “автомобиль” две буквы “о” можно заменить колёсами, в слове “вокруг” гласную “о” изобразить в виде земного шара и т. д. Очень продуктивен данный прием, если в учебном классе развесить плакаты с графическим изображением наиболее труднозапоминающихся слов.
Другой тип классификации - «материальная», «пальчиковая» мнемотехника - правило, которое можно «подержать» в руках, «пощупать» его, «попробовать на зуб», то есть так или иначе задействовать органы чувств. Популярна мнемоника, помогающая запомнить прилагательные-исключения с удвоенной “н” в суффиксе. “Правило” заключается в следующем: необходимо «потрогать окно»: деревянную раму, стеклянные части, оловянные ручки.
Таким образом, несмотря на обширность и сложность учебной программы, есть ряд своеобразных техник, позволяющих запомнить всю необходимую информацию, особенно актуальны данные методики в работе с детьми ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), у которых наблюдается низкий уровень развития восприятия, внимание у них рассеянное, память кратковременная, снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.
Но педагогу следует помнить, что перед ним стоит непростая задача: нужно выбрать из всего многообразия такие приемы, которые помогут школьникам в разы быстрее запомнить правила русского языка. В идеале следует осуществить индивидуальный подход к каждому ученику, но, к сожалению, в пределах нескольких академических часов в неделю это не всегда представляется возможным.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат