Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

«Язык цветов» в оформлении традиционного жилища Слобожанщины». Работа №35811

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
«Язык цветов» в оформлении традиционного жилища Слобожанщины»
Работа:
Язык цветов в оформлении традиционного жилища Слобожанщины
Садыков Р.И.
Существуют разные языки, наречия, диалекты, которые то объединяют людей, то разъединяют, но существует в народной культуре, в том числе и в народной культуре Слобожанщины и ещё один язык, - язык цветов. Этот язык только объединяет людей, ибо он прекрасен, понятен и доступен всем.
На территории нашего района уже несколько столетий проживают рядом, общаются между собой русские москали и украинцы хохлы. Хохлы за прошедшее время значительно обрусели, утеряли многое из своей культуры, русские же сёла в большей степени сохранили свою самобытность. Однако и они переняли у соседей-хохлов, часть их национальной культуры, а именно: традиции цветоводства.
Для украинских сёл традиционно обилие цветов и декоративных кустарников возле дома. В источниках ХIХ века указывается на то, что у малороссов… около хаты отгороженный цветник. Употребительные растения: рожа (шток розы), нагидкы (ноготки – kalendula), гвоздыкы (шапки – tagetes erecta), чернобрывци (бархатцы – tagetes patula), рута, шавлия (шалфей), васильи и барвинок. Если место не позволяет отгородить особый цветник, то цветы сеют на огороде [2;108]
Подобный обычай сохранился по сей день. У многих селян на огородах красуются традиционные бархатцы, турецкие гвоздики, касмея и шток розы, к которым теперь добавились астры и хризантемы.
Наш знаменитый земляк, профессор Петербуржского университета, А.В. Никитенко в своем Дневнике описывает сад и дом матери … к самой реке спускался огород, с рядами капусты, гороха, свеклы, кукурузы и разного рода цветами. Тут красовались пышные гвоздики и огромные подсолнечники, пестрели разноцветные маки, благоухал канупер, ковром расстилались ноготки, колокольчики, зинзивер, и – украшение могил - васильки [4;58]
Вплоть до конца XX века с незапамятных времен на огородах сеяли мак, который не только использовался в пищу, но и служил украшением огорода.
Возле дома, в палисаднике высаживались чайные розы, наиболее любимыми были желтые и розовые, гораздо реже встречались красные и белые. Нередко во дворе или рядом с тыном росли сирень, черемуха, калина.
В русских же селах такого обилия цветов и декоративных кустарников не наблюдалось. Наиболее популярным было ароматическое растение любисток (любиста), которым посыпали пол и мебель на праздник Святой Троицы. Иногда сажали возле дома золотые шары, сирень. Черемуху возле дома не сажали никогда.
Возможно такое невнимание к цветам у русского населения было вызвано его северным происхождением, а также тем, что русские деревни располагались в окружении леса, и не было нужды обсаживаться декоративным кустарником и цветами, как у живших в степи украинцев.
С течением времени яркий, ароматный язык цветов стал понятен и приятен всем. В русских селах все чаще украшают дворы цветами и декоративным кустарником, отдавая предпочтение ярким, алым цветам, особенно розам.
Цветы в традиционной культуре малороссов сопровождали их, без преувеличения, от рождения до смерти. При крещении младенца было принято бросать в купель цветы калины (иногда ягоды), живые или засушенные. Считалось, что это приносить счастье (добру долю) в грядущей жизни. Цветами украшали себя девушки. Традиционный девичий головной убор – это цветочный венок из живых или искусственных (бумага, шелк) цветов. Венок из восковых цветов украшал голову невесты. Цветами украшалась гилка, квитка - непременный атрибут свадебного обряда. Цветами и зеленью украшали жилище на Троицу, здесь общая традиция как у малороссов, так и у великороссов. Стены украинских хат украшались яркой цветочной росписью. Цветочный полтавский мотив доминировал и в вышивке. Цветами вышивались как предметы обихода (полотенца, наволочки, занавески и т.п.) так и одежда, причем не только женская, но и мужская. Комир (ворот) мужской рубахи нередко украшался стилизованной цветочной вышивкой.
Полтавский стиль перешел и к русским соседям, несколько изменившись, обретя своеобразный колорит. В цветочной вышивке русских сел преобладают более яркие, насыщенные тона, практически отсутствуют переходы и полутона, отдается предпочтение красным оттенкам.
Цветы у хохлов использовались также в качестве оберегов, сакральных предметов. Обязательно в каждой хате за образами находился букет сухих васылёк, которые использовались в качетсве крапила при окроплении святой водой людей, жилища и домашнего скота, для окуривания при обряде очищения жилища от болезней, сглаза и порчи.
Кроме васылёк особой сакральной силой наделялись чорнобрывци (бархатцы), мак, волошкы (васильки), рута и траянда (роза).
Цветы полевого мака считались каплями крови погибших казаков, проросшими сквозь землю.
Огородный мак использовался кроме кулинарных и лекарственных целей и в магических обрядах.
Востребованы были и лекарственные свойства цветов.
Цветы, как и по сей день, сопровождали умершего в последний путь, ими же украшались могилы.
И русские и украинские селяне изготавливали из цветов красители, котороые использовались как дл окраски тканей, так и для росписи жилища. Для этих целей использовались марена, душица, бузина, дрок [3;82].
В нашей школе мы с ребятами на клумбах создаем различные цветочные композиции, в том числе в традиционном стиле. Стараемся сохранить и размножить исчезающие в нашей местности виды цветов – канупер (калуфер), барвинок, манку (один из видов амаранта), васылькы (декоративная разновидность бодяка), сокыркы (рогатые васильки), и другие.
Цветы говорят с нами тем же языком, которым говорили с нашими предками, соединяя и сплачивая два славянских народа, испокон веку живущих на Слобожанщине.
Библиографический список
1.Военно-статистическое обозрение Российской империи. Воронежская губерния- Изд. 1-го отделения Департамента Генерального штаба.-т XIII-ч.2-1850г. – 418 с.
2.Список населенных мест по сведениям 1859г. Изд. Центрального статистического комитета министерства внутренних дел. Сиб. 1865г. – 504 с.
3.Описание Воронежского наместничества 1785 года.- Воронеж. Изд. Воронежского университета.- 1982г.-147с. Воронежская губерния.
4.Прокопенко З.Т. Кулакова И.И., Академик из крепостных А.В. Никитенко. – Изд. БелГУ. – 1998г. – с.108.
Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×