Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Игротерапия как способ формирования адекватной самооценки у младших школьников. Работа №35907

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Игротерапия как способ формирования адекватной самооценки у младших школьников
Работа:

Игротерапия как способ формирования адекватной самооценки у младших школьников

Леонова А.В.,

Учитель начальных классов,

МАОУ СОШ №1 г.Мыски

Аннотация. Работая в своем классе, я заметила, что многие ребята испытывают скованность во взаимодействии, общении друг с другом. Меня взволновала эта проблема и решила ее исправить с помощью метода игротерапии.

Я выбрала именно этот метод, потому что игры постоянно обращают внимание на самого себя, заставляют оценить свои умения и качества.

Существует несколько определений понятия «самооценка».

Ирина Ивановна Чеснокова пишет, что под самооценкой принято понимать переходный механизм социальных контактов.

По мнению Артура Александровича Реана, самооценка – это оценка своих способностей. [2]

В своем исследовании Тамара Васильевна Дембо и Сергей Леонидович Рубинштейн (считают, что самооценка – это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве. Я решила выделить именно это определение и в своей работе над формированием адекватной самооценки для меня это верное определение.

Тамара Васильевна и Сергей Леонидович выделяют следующие типы самооценки:

Завышенная самооценка;

Адекватная самооценка;

Заниженная самооценка. [5]

В младшем школьном возрасте ведущим типом деятельности является учебная деятельность, но игровая тоже используется, потому что игры позволяют правильнее понимать особенности поведения, раскрыть особенности личности.

После проведения каждой игры ребята давали оценку своим действиям.

Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представления о себе. [4]

По мнению Василия Александровича Сухомлинского, игротерапия это способ взаимодействия с ребёнком, в результате которого может побыть тем, кем он не является. [1]

Мною была проведена диагностика на основе методики «Несуществующее животное».

Были выявлены следующие показатели первого исследования:

 

 

Рис. 1. Результаты исследования показателей самооценки учащихся в классе

Для более точных результатов, мною была проведена методика Тамары Васильевны Дембо и Сергея Леонидовича Рубинштейна.

 

 

 

Рис. 2. Результаты исследования уровня самооценки учащихся в классе

Мною было разработано игровое пособие, включающее в себя систему игр, направленных на формирование адекватной самооценки младших школьников.

Данное игровое пособие предназначено для младших школьников 7-11 лет и может использоваться школьным психологом и классным руководителем. [6]

Игры я реализовала на переменах и после уроков, с ребятами, которые имеют заниженную самооценку. Беседовала с ребятами о их качествах и это уже являлось шагом к повышению их самооценки. Также я проводила беседы с родителями, потому что являюсь классным руководителем.

Я хочу представить несколько игр. Первая игра «Мой портрет в лучах солнца». Ход игры: Ребята рисуют в центре листа круг, в нем пишут слова "Я могу". Вокруг изображаются лучи, вдоль которых нужно написать, что они могут для других. При этом надо постараться, чтобы лучей было как можно больше. По завершении желающие могут прочитать вслух, что они написали. После проведения игры участники дают оценку своей работе, т.е. я использовала оценку окружающих. [1]

Вторая игра «За что меня любит мама».

Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Второй ребенок повторяет ответ предыдущего и называет свой вариант. После этого обсудили с детьми, приятно ли им было, что другие запомнили их ответ. Дети обычно сами делают вывод, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их. На первых порах дети, чтобы показаться значимыми, рассказывают, что мамы любят их за то, что они моют посуду, не мешают маме, любят маленькую сестренку... Я задавала вопросы, например, «Если ты плохо поступишь, мама перестанет тебя любить?» Только после этого дети приходят к выводу, что их любят просто за то, что они есть.

После проведения игры участники соотносят свои ответы с реальным и идеальным представлением о себе. Это повышает их самооценку.

Затем проверили эффективность игр, путем проведения контрольной диагностики на основе тех же методик, а также определить динамику уровня самооценки детей с заниженной самооценкой.

Сравнив результаты выявила, что у младших школьников после проведения игр показатели изменились.

 

 

Рис. 3. Результаты исследования динамики уровня самооценки учащихся в классе

 

 

Рис. 4. Результаты исследования динамики показателей самооценки учащихся в классе

Также была определена динамика показателей уровня самооценки, после проведения игр показатели понизились.

По моим наблюдениям, у рябят с низким уровнем самооценки изменилось не только отношение к себе, но и успеваемость.

Список использованной литературы

1. Агафонова, И.Н. Программа «Уроки общения для детей 7-11 лет / И.Н. Агафонова // Справочник педагога-психолога. – 2010. - №3. – С.12-15.

2. Акимова, М.К., Психологическая коррекция умственного развития школьников: учебное пособие / М.К. Акимова. - М.: Академия, 2002. - 160 с.

3. Ананьев, Б.Г. Человек, как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - М: Питер, 2001. - 288 с.

4. Андрущенко, Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии/ Т.Ю. Андрущенко. – М: Школьная Пресса, 1978 - 283 с.

5. Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки // Вопросы психологии / О.А. Белобрыкина. – М: Воронеж 2001. - 31-38 с.

6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М: Питер, 2008. - 400 с.

 

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×