Деятельность социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних выполняют широкие социальные функции. Они направлены на обеспечение сохранности жизни детей, их безопасности от внешних угроз, правовую защиту законных прав и интересов ребенка, оказание ему экстренной помощи. В сотрудничестве с другими учреждениями, организациями Центр ведет работу по раннему выявлению неблагополучных семей, оказывает своевременную помощь в разрешении внутрисемейных конфликтов, дает рекомендации по оздоровлению условий семейного воспитания, осуществляет квалифицированную правовую, психологическую, а также материальную поддержку, что позволяет предотвратить необратимые процессы отторжения ребенка от родителей, распада семьи как института его социализации. На основе комплексной диагностики в центре определяется система мер медико-социальной, психолого-педагогической работы с детьми и его семьей.
В Центре «Родник» функционирует 2 формы социального обслуживания: полустационарная и стационарная.
Стационарные и полустационарные услуги несовершеннолетним представляют из себя комплекс мероприятий, направленных на оказание социальной помощи и реабилитации получателям услуг, профилактику семейного неблагополучия, безнадзорности и беспризорности.
Социальные услуги предоставляются несовершеннолетним в возрасте от 3 лет до 18 лет из числа:
- оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей;
- проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении;
- заблудившихся или подкинутых;
- самовольно оставивших семью, самовольно ушедших из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
- не имеющих места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;
- оказавшихся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
- несовершеннолетние (в том числе находящиеся под опекой, попечительством), испытывающие трудности в социальной адаптации;
- несовершеннолетние из семей при наличии внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, насилия в семье.
Стационарные и полустационарные услуги несовершеннолетним представляют из себя комплекс мероприятий, направленных на оказание социальной помощи и реабилитации Получателям услуг, профилактику семейного неблагополучия, безнадзорности и беспризорности.
Социальные услуги предоставляются в соответствии с Порядком предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг Сахалинской области, утверждённому приказом министерства социальной защиты сахалинской области от 05.12.2014 № 117 – н.
В широком смысле цель социально-педагогической деятельности - ожидаемые позитивные изменения в человеке (или группе людей), которые произошли в результате осуществления специально подготовленной и планомерно проведенной системы действий специалистов. В узком смысле цель профессиональной деятельности социального педагога - это оказание комплексной социально-психолого-педагогической помощи, создание благоприятных условий для личностного роста, защита прав несовершеннолетнего в его жизненном пространстве.
Задачи социально-педагогической деятельности определяют ближайшую перспективу разрешения конкретных проблем социальной жизни. Одна цель может быть достигнута через реализацию задач по нескольким направлениям (профилактическому, реабилитационному, правозащитному и др.). Среди задач профессиональной деятельности социального педагога можно выделить следующие:
· создание условий для сохранения, укрепления физического, психического, нравственного, социального здоровья несовершеннолетнего;
· формирование и развитие нравственных качеств, социально значимых ориентации, установок в жизненном самоопределении несовершеннолетнего;
· предупреждение, устранение прямых и косвенных десоциализирующих влияний микросоциума на развитие ребенка;
· создание благоприятных условий в микросоциуме для развития способностей, реализации возможностей несовершеннолетнего;
· реализация системы профилактических, реабилитационных мер, направленных на оптимизацию процесса социальной адаптации несовершеннолетнего.
К основным принципам социально-педагогической деятельности относятся:
-индивидуальный подход;
-опору на положительные стороны личности несовершеннолетнего;
-объективность подхода к несовершеннолетнему;
- конфиденциальность.
Состав несовершеннолетних в социально-реабилитационном центре весьма сложен:
подавляющее большинство детей уже приобщились к курению, некоторые к употреблению алкоголя;
подавляющее большинство детей находятся в кризисном или пограничном с ним состоянии вследствие социально-психологической депривации в семье, физического или сексуального насилия, школьной дезадаптации;
почти у всех детей выявлены различные хронические заболевания;
некоторые дети не посещали дошкольные и общеобразовательные учреждения, у них не сформированы (или утрачены) элементарные социальные и бытовые навыки, не сформирован (или утрачен) опыт жизни в семье;
у многих детей отмечена задержка психического развития.
Прикладывая усилия в работе по предоставлению социально-педагогических услуг и, проводя работу по социальному сопровождению несовершеннолетних получателей социальных услуг, позволяет детям успешно адаптироваться в социуме.
Естественно, что социальные и психологические проблемы проявляются у детей в разной степени и в различных формах. Соответственно и реабилитация проводится индивидуально для каждого ребенка. При поступлении ребенка в Центр разрабатывается индивидуальная программа предоставления социальных услуг.
Но даже самый хороший реабилитационный центр для несовершеннолетних - это лишь временное место пребывания ребенка, поэтому одна из главных задач социальной помощи ребенку – устройство его дальнейшей судьбы. Идеальным вариантом является возвращение ребенка в кровную семью, но это возможно лишь при соответствующей работе с родителями и детьми.
Поэтому нашей задачей является изучение условий жизни семьи, ее функциональные способности, возможность проживания ребенка в конкретных семейных условиях. Посещение семьи нам дает возможность оценить перспективы возвращения ребенка в семью.
Социальная реабилитация в центре непременно ориентирована на решение семейных проблем. Любое кризисное состояние, вызванное внешними обстоятельствами (безработицей, бедностью, алкоголизацией и др.) порождает не только социальную, но и личностную дезадаптацию, всякого рода невротические протесты и ожесточение, психологический дискомфорт не только самих родителей, но и детей.
Социальная реабилитация несовершеннолетних заключается в совместной деятельности всех педагогических работников Центра: воспитателей, социальных педагогов, инструктора по труду, педагога – психолога. Только работая все вместе, возможно добиться положительных результатов в работе.
При поступлении несовершеннолетнего в реабилитационный центр, педагогом – психологом проводится первичная диагностика, на полученных результатах которой даются рекомендации воспитателям для внесения различных мероприятий в индивидуальную работу с ребенком.
В целях реализации предоставления социальных услуг в полном объеме в учреждении планируются мероприятия, основанные на следующих программах:
получатели социальных услуг 7 – 18 лет:
- Программы, направленные на профилактику жестокого обращения / восстановление детско-родительских отношений:
«Мир без насилия» - профилактика жестокого обращения и психолого-педагогического сопровождения детей, испытывающих жестокое обращение с детьми в семье;
«Время любить» - направлена на коррекцию детско-родительских отношений.
- программа, направленная на профилактику употребления ПАВ, формированию навыков здорового образа жизни: «Будем здоровы» - воспитание здорового образа жизни у несовершеннолетних в условиях СРЦН;
- программа, направленная на патриотическое воспитание: «Настоящий гражданин – Отечества достойный сын» - воспитание патриотизма, формирование высокой ответственности и дисциплинированности;
- программы психолого – педагогического сопровождения:
«Счастливый подросток. Внутри меня…» - формирование психолого – педагогических условий для повышения уровня социально – психологической адаптации воспитанников, актуализация процесса личностного самоопределения;
«Счастливый подросток. Общение» - формирование адекватного оценивания себя в ситуации взаимодействия с другими людьми, развитие навыков волевой и эмоциональной саморегуляции;
- программа «Страна мастеров» - создание условий для творческого развития личности, приобщение детей к прикладному творчеству, активизация познавательной и творческой деятельности.
получатели социальных услуг 3 – 7 лет:
- программа коррекционно – развивающих занятий для воспитанников дошкольного возраста «Цветик – семицветик» - создание условий для естественного психологического развития ребенка;
- комплексная развивающая программа – формирование разносторонне развитой личности, её универсальных, в том числе творческих способностей, соответствующих возрастным возможностям ребёнка.
- программа «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста» - способствовать усвоению детьми общепринятых норм и правил поведения, безопасности, жизнедеятельности в повседневной жизни;
- программа «На сказочной полянке» - развитие речи детей дошкольного возраста;
- программа «Страна мастеров» - создание условий для творческого развития личности, приобщение детей к прикладному творчеству, активизация познавательной и творческой деятельности.
родители (законные представители):
- программа психолого – педагогической работы «Золотой ключик» - содействие повышению психолого – педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников, как способ оказания им помощи в преодолении социокультурных и психолого – педагогических проблем, связанных с воспитанием детей;
- программа «Станем ближе» - социальное сопровождение семей, находящихся в социально опасном положении либо в иной трудной жизненной ситуации.
Также с детьми проводятся систематически досуговые, спортивные и развлекательные мероприятия, организовываются экскурсии, несовершеннолетние получатели социальных услуг с 14 лет активно вовлекаются в волонтерскую деятельность
Анализируя проведенную работу, отмечается, что большинство несовершеннолетних возвращены в кровные семьи, а это является положительным показателем работы всего педагогического коллектива учреждения.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат