Д. И. Чичендаева
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза Михаила Михайловича Куюкова», г. Мыски
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ГРУППОВУЮ ФОРМУ РАБОТЫ НА УРОКЕ
В данной статье представлен анализ литературы по особенностям коммуникативных навыков и групповой формы работы на уроке, а также приемы и методы формирования коммуникативных навыков через данную форму на уроке.
Подростковый возраст является самым благоприятным периодом для формирования коммуникативных навыков, когда общение с окружающими выходит на качественно новый уровень – общаясь, подростки осваивают нормы социального поведения, морали и устанавливают отношения равенства и уважения друг к другу. В условиях активного внедрения ФГОС необходимо формировать коммуникативные навыки через групповую форму работы на уроке, побуждая к осмысленному общению. Отсюда и вытекает проблема: работая в группах, обучающиеся не умеют взаимодействовать и договариваться друг с другом, распределять роли и функции, слушать друг друга.
Коммуникативные навыки – это осознанные коммуникативные действия субъектов педагогического общения и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.
Групповая работа – это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога. Работа в группе помогает школьникам проявить свои личностные качества, помогает отстаивать свои позиции в решении каких-либо заданий, быть инициативным, творчески мыслить, не бояться трудностей. Поэтому на уроках для создания условий, которые способствуют развитию коммуникативных умений, целесообразно использовать групповую деятельность.
Существуют следующие методы формирования коммуникативных умений обучающихся через групповую форму работы на уроке.
Кооперативное обучение – это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи. Элементы кооперативного обучения: положительная взаимозависимость, личная ответственность за происходящее в группе, развитие навыков учебного сотрудничества.
Групповая дискуссия – это метод организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения.
Мозговой штурм, или свободное выражение мыслей, приводит к появлению множества идей. Во время мозгового штурма дети концентрируются на том, чтобы выплеснуть все свои идеи, какими бы странными и непривлекательными они ни казались на первый взгляд.
Существуют следующие приемы формирования коммуникативных умений обучающихся через групповую форму работы на уроке.
«Охота за сокровищами» – учитель составляет вопросы, которые могут требовать, как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.
«Снежный ком» – это работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них. В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.
«Пазлы» – учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы. После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы. Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы. В заключение работы делают выводы.
«Зигзаг» – обучающиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты. Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов». Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания.
Таким образом, грамотно организованная групповая работа поможет обучающимся научиться общению друг с другом и значительно повысит уровень сформированности коммуникативных умений у подростков.
Список литературы
Герасимова О.
В. Групповая работа на урок
ах
как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий школьников / О.В. Герасимова // Начальная школа плюс до и после.
–
2011.
–
№5.
–
С.75-78
Групповые формы работы, как возможность организации
деятельностного
обучения на уроке.
– 2011
[Электронный ресурс]. Дата обновления:
05.10.2011.
–
URL
:
[http://psh.tom.ru/index.php/component/]
Золотухина, А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке / А. З
олотухина // Математика. Газета и
зд. дома
«
Первое сентября
»
.
–
2010.
–
№4.
-
С.3-5
Опыт организации групповой работы на уроках.
– 20
17
[Электронный ресурс]. Дата обновления:
24.04
.201
7
.
–
URL
:
[http://eidos.ru/journal/2008/1218.htm]
Цукерман
Г.А. Введение в школьную жизнь. Ч. I,
II /
Цукерман
Г. А., Поливанова
К.
Н.
/
М.: Новая жизнь,
200
4.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат