ВОЗМОЖНОСТИ УЧЁТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ПО НОВЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ.
В стандартах общего образования нового поколения в качестве методологической основы выбран системно – деятельностный подход, который призван обеспечить формирование готовности к саморазвитию обучающихся, их активную учебно – познавательную деятельность, а так же построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов: активной деятельности обучающихся, непрерывности, целостности, психологической комфортности, вариативности и творчества [1]. Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в образовательном учреждении и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения [1].
Реализация такой системы принципов в обучении возможна на основе современных образовательных технологий, среди которых особое место занимает технология уровневой дифференциации. Эта технология является одним из реальных механизмов, которые позволяют обучающимся достичь учебного успеха – каждый своего, в силу своих притязаний и своего труда, сохраняя при этом физическое и психическое здоровье, а так же развиваться как личность. Всё это создаёт психологический комфорт, как для преподавателя, так и для обучающегося. В основе дифференциации обучения лежат индивидуальные психологические особенности обучающихся, которые порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью человека и средой. Для эффективного осуществления технологии уровневой дифференциации преподавателю необходимо изучить психологические особенности каждого обучающегося. Наиболее значимыми для обучения математике психологическими особенностями обучающихся образовательных учреждений среднего профессионального образования являются: внимание, мышление, память. На основании их изучения и индивидуального «портрета» обучающихся необходимо разрабатывать индивидуальные методические рекомендации при обучении математике.
Составление психологического «портрета» обучающихся начинается с исследования объёма распределения и переключения внимания. Данная психологическая характеристика у основной массы обучающихся технического профиля обнаруживается в достаточно полном объёме (79,5%). Чтобы учитывать эту психологическую особенность одним детям нужно укрупнять блоки информации, представлять их в комплексе, другим нужно сосредоточить внимание на отдельных объектах. Обучающимся с низкой степенью устойчивости надо давать задания не длительные по времени, а с высокой могут выполнять однообразные задания. При низкой степени переключаемости не должна быть резкая смена заданий, видов деятельности. На уроках решения задач нужно актуализировать знания, а затем выходить на новый вид задач. При работе с обучающимися, обладающими высокой степенью распределения можно одновременно выполнять несколько видов деятельности. Например, оформлять доказательство теоремы, проведённое раннее устно и слушать информацию преподавателя из истории математики, связанную с теоремой.
К характеристикам памяти, в которых проявляется индивидуальность человека в процессе обучения, относятся: тип памяти, объём, прочность запоминания, соотношение между логической и механической памятью и скорость запоминания [3].
Тестирования показало, что у 30% обучающиеся техникума преобладает зрительная память, 24% имеют слуховую память, 21% - моторно – слуховая, 25% - комбинированный тип памяти.
Если преобладает зрительная память, то процесс изучения можно строить следующим образом: чтение текста, выделение в нём главного, составление плана, составление контрольных вопросов.
Если преобладает слуховая память, то используются устные методы: беседа, рассказ, лекция, семинар. Если комбинированный тип, то словесная форма должна сопровождаться зрительными образами (чертежи, схемы, представляемые с помощью презентаций). При высоком объёме памяти материал изучается крупными блоками. При низком показателе объёма памяти идёт порционное изучение материала с последующем закреплением.
Обучающихся с низкой прочностью запоминания необходимо спрашивать при обосновании шагов решения задач, формулировании правил, использованных в задаче. Им нужно давать задания не только на вновь изученный материал, а на совместное использование нового и раннее изученного.
Обучение математике должно быть направлено на развитие логической памяти (систематизация материала, классификация изучаемых объектов).
Говоря о различиях обучающихся в мыслительной деятельности, психологи выделяют такое качество как обучаемость, которое включает в себя глубину ума, гибкость мышления, умение самостоятельно работать.
В результате изучения обучающиеся техникума делятся на группы: высокой обучаемости (15%), средней (70%), пониженной (15%).
При работе с подростками первого типа (высокая активность, самостоятельность, гибкость, отсутствие шаблонов) предпочтение должно отдаваться самостоятельным работам при минимальной помощи со стороны преподавателя, предлагать задания высокой степени трудности, требующие применение знаний в новой ситуации.
При работе с подростками третьего типа (действуют по шаблону) лучше использовать объяснительно – иллюстративный метод обучения, работу по выделению существенных признаков, обобщений лучше проводить под руководством преподавателя. Нужно выполнить большое количество однотипных упражнений, причём степень трудности должна повышаться очень медленно.
С помощью тестирования было выявлено, что преобладающими типами мышления обучающихся техникума являются креативное (25%) и предметно – действенное (24%).
На уроках математики в силу самого содержания предмета имеется возможность развития мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение, конкретизация, абстрагирование). При работе с обучающимися, у которых высокая степень сформированности этих операций полезно проводить на первом этапе эвристические самостоятельные работы, а в случае низкой степени сформированности целесообразна беседа под руководством преподавателя. При решении задач на этапе анализа условия и поиска решения большое значение имеет сформированность мыслительных операций анализа и сравнения. А на этапе решения ведущая операция синтез. При обучении математике возможно формирование мыслительных операций за счёт специально сконструированной системы заданий. Для этого обучающимся предлагается задача, в которой, либо требуется выполнить отдельные действия, которые входят в алгоритм выполнения мыслительной операции, либо задачи, в которых требуется провести мыслительную операцию с опорой на алгоритм или без опоры.
Учёт индивидуально – психологических особенностей обучающихся позволяет повысить результативность обучения, познавательный интерес к математике, активность обучающихся на уроке. В образовательном процессе для успешного обучения необходимо учитывать индивидуальные различия и возможности не только при изучении математики.
Литература
Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия
/
Г.Л.
Копотева
, И.М.
Логвинова
. –
Волгоград: Учитель, 2014.
Резапкина
Г. В. Методика «Тип мышления» / Отбор в профильные классы. М.: Генезис, 2005.
Балин
В.Д.,
Гайда
В.К.,
Гербачевский
В.К. и др.: Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общей ред. А.А. Крылова, С.А.
Маничева
– 2-е изд., доп. и
перераб
. – СПБ.: Питер, 2006.
Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей р
ед. В.С.
Кукушина
. М.: ИКЦ «
МарТ
», 2004.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат