Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Опыт работы по проектной деятельности в детском саду на тему «Будем говорить правильно». Работа №36325

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Опыт работы по проектной деятельности в детском саду на тему «Будем говорить правильно»
Работа:

Проект по развитию связной речи «Будем говорить правильно»

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.[1]

Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию образовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет.[26] К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.[26]

Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя:

1. владение речью как средством общения и культуры;

2. обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

3. развитие речевого творчества;

4. развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

5. формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

· активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

· может фантазировать вслух, играть звуками и словами;

· проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

· обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны. Поэтому развитие связной речи - одна из главных задач, которую ставит дошкольное образование.[3]

Практика показывает, что в речи детей существуют множество проблем:

1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

3. Употребление нелитературных слов и выражений.

4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

8. Плохая дикция.

Актуальность проекта обусловлена слабо сформированной связной речью воспитанников, дети затрудняются рассказывать о содержании картины, описывать предмет, пересказывать короткие рассказы. Педагогами недостаточно уделяется времени для развития связной речи, не используются современные педагогические технологии. Родители мало уделяют внимания на эту проблему.

Настоящий опыт накопился в результате одного года работы с детьми старшей группы. Мы разработали проект «Будем говорить правильно», участниками которого выступили воспитанники и родители старшей группы №13 МБДОУ детского сада №19 г. Пензы «Катюша».

Выдвинули цель проекта: создание необходимых условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников всеми участниками педагогического процесса.

Обозначили задачи проекта:

1. Осуществлять решение речевых задач в образовательном процессе дошкольного учреждения посредством использования разных форм организации детей, интеграции содержания и задач образования дошкольника.

2. Обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым материалом.

3. Повысить профессиональную компетентность педагогов.

4. Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам становления связной речи детей.

5. Организовать психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в процессе реализации проекта, его продвижение и успешность.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2019 – май 2020 гг.

Вид проекта: информационно – практико – ориентированный.

Этапы проекта:

1 этап: Вводный.

Определение темы, цели, задач и содержания проекта, прогнозирование результата.

2 этап: Подготовительный.

- Определение содержания деятельности всех участников проекта.

- Подбор методической литературы и необходимых материалов.

- Разработка конспектов, создание развивающей среды.

3 этап: Основной.

1. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими пособиями, играми, схематичным материалом, алгоритмами, демонстрационным материалом

2. Проведение разнообразных форм образовательной деятельности по формированию связной речи дошкольников.

4. Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок, привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. п.

5. Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.

6. Повышение компетентности педагогов по развитию речевого поведения детей, формированию умений практического владения выразительной речью в условиях детского сада и семьи.

7. Вовлечение родителей в совместную творческо-речевую деятельность.

4 этап: Заключительный.

1. Повторный мониторинг речевого развития дошкольников,

2. Анализ и оценка результатов проекта.

3. Определение новых перспектив.

Проект будет считаться успешным, в результате положительной динамики развития детей соответственно с «Образовательными стандартами» и учебной программой дошкольного образования. Повышения уровня сформированности способов продуктивного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми в совместной игре; умения самостоятельно применять полученные знания в игре и общении со сверстниками и взрослыми. Повышение уровня профессиональной компетентности педагога.

II этап-практический:

Реализацию ведущей идеи опыта мы начали с организации предметно-развивающей среды в группе - центра речевого развития «Будем говорить правильно»(Приложение 1):

- подбор дидактических игр для активизации словаря, формирования грамматического строя речи;

- изготовление дидактических пособий, игр;

- подбор дидактического материала - мнемотаблицы для работы по развитию связной речи, заучиванию стихотворений, составлению рассказов, пересказыванию произведений художественной литературы;

- изготовление дидактического материала – моделей сказок, рассказов.

В процессе реализации проекта «Будем говорить правильно» мы использовали следующие дидактические игры: «Какой?  Какая? Какое?», «Назови ласково», «Узнай по описанию», «Кто где живет?», «Закончи предложение», «Кто что делает»,  «Найди рифму» и т.д.

С помощью дидактических игр у детей увеличился круг знаний об окружающем мире, обогатился и активизировался словарный запас, сформировался лексико-грамматический строй речи детей.

 

Использовались следующие материально- технические ресурсы: художественные иллюстрации, художественные произведения, аудиозаписи, тренажеры для дыхания, компьютерная техника, магнитная доска, оборудование для рисования, кукольный театр, элементы костюмов, игровые атрибуты, театральные ширмы и д.р.

Мы начинали обучение творческому рассказыванию с придумывания рассказов реалистического характера («Как Миша варежку потерял», «Подарки маме к 8 Марта»). Обучение начиналось с придумывания сказок, так как особенности этого жанра заключаются в необыкновенных, иногда фантастических ситуациях, что может привести к ложному фантазированию.

Наиболее сложным заданием являлось создание текстов описательного характера о природе, поскольку выразить в связном тексте свое отношение к природе ребенку сложно. Для выражения своих переживаний, связанных с природой, ему надо владеть большим количеством обобщенных понятий, в большей степени уметь синтезировать.

Использовались простейшие приемы рассказывания детей вместе с воспитателем по вопросам. Предлагалась тема, задавались вопросы, на которые дети по мере их постановки придумывали ответы. В конце из лучших ответов составлялся рассказ. Например, по теме «Что случилось с девочкой» детям были предложены такие вопросы: «Где находилась девочка? Что с ней случилось? Почему она заплакала? Кто ее утешил?». Было дано указание «придумать» рассказ. Если дети затруднялись, мы подсказывали («Могла ли она остаться на даче или заблудилась на шумной улице города»).

С целью развития творческих умений использовался такой прием, как придумывание детьми продолжения авторского текста. Так, после чтения и пересказывания рассказа Л. Толстого «Сел дед пить чай» мы предлагали продолжить его. Показывая, как можно придумать конец, давая свой образец.

Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему – самое трудное задание. Мы использовали этот прием только при наличии у детей элементарных знаний о структуре повествования и средствах внутритекстовой связи, а также умения озаглавить свой рассказ. Мы советовали, о чем можно придумать рассказ (об интересном случае, который произошел с мальчиком или девочкой, о дружбе зверей, о зайце и волке). Предлагали ребенку придумать название будущего рассказа и составить план («Сначала скажи, как твой рассказ будет называться, и коротко – о чем ты будешь рассказывать сначала, о чем в середине и о чем в конце. После этого расскажешь все»). Иногда такую работу мы проводим с каждым ребенком индивидуально, иногда в подгруппах.

Обучение умению придумывать сказки начинали с введения элементов фантастики в реалистические сюжеты. Например, мы давали начало рассказа «Сон Миши»: «Мальчику Мише папа подарил велосипед. Малышу он так понравился, что даже приснился ночью. Приснилось Андрюше, что он поехал путешествовать на своем велосипеде». Куда поехал Андрюша и что он там увидел, должны придумать дети. Этот образец в виде начала рассказа можно дополнить пояснениями: «Во сне может произойти что-то необыкновенное. Андрюша мог поехать в разные города и даже страны, увидеть что ни будь интересное или смешное».

Сказки на первых порах били о животных: «Что случилось в лесу с ежиком», «Приключения волка», «Волк и заяц». Мы придумывали сказку о животных, так как наблюдательность и любовь к животным дают детям возможность мысленно представить их в разных условиях. Но необходим определенный уровень знаний о повадках зверей, их внешнем виде. Поэтому обучение умению придумывать сказки о животных сопровождалось рассматриванием игрушек, картин, просмотром мультфильмов.

С целью воспитания звуковой культуры речи детей систематически проводились занятиях (два три раза в неделю) пятиминутные упражнения: дидактические игры для развития фонематического слуха, игры со звукоподражанием, хоровое и индивидуальное проговаривание скороговорок, народных потешек, подвижные игры с пением, диалогами. При проведении дидактических игр учитывались индивидуальные особенности детей: слабым давался более лёгкий речевой материал, сильным – более трудный. С детьми проводилась артикуляционная и пальчиковая гимнастика (2-3 раза в неделю, закрепляем звуки, преодолевая наиболее упорные недостатки в произношении.

 

Недочёты детского дыхания преодолевались:

1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха,

2) выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.

То и другое достигалось через гимнастику. Во избежание головокружения продолжительность дыхательных упражнений ограничивается 3-5 минутами. Использовались дыхательные игры и упражнения во время занятий физкультурой, которые развивали дифференцированное дыхание, более длинный, ровный и плавный выдох.

Музыкальный работник на своих занятиях для развития дыхания использовал пение с соответствующими тексту движениями, пропевал гласные звуки вместе с детьми.(Приложение ). Для этого подбирались стихотворения, подходящие для этой цели по содержанию и форме. Успех закреплялся постоянным контролем за дыханием детей и соответствующим внушением со стороны всех педагогов.

Дидактическим материалом работы  служили  мнемотаблицы и дидактические игры. Умения пересказа по опорным картинкам закреплялся в самостоятельной деятельности детей. С детьми, имеющими наиболее выраженные затруднения при самостоятельном пересказе и составлении рассказов, проводилась индивидуальная работа в вечернее время.

Результатом нашей целенаправленной работы стало повышение уровня речевой активности детей. Прослеживалась положительная динамика уровня развития связной речи у дошкольников. Использование мнемотаблиц увлекало детей, превращало занятие в игру. (Приложение ). У детей появлялся интерес и желание рассказывать по схемам, пересказывать тексты, придумывать интересные истории, появился интерес к заучиванию стихотворений, проявлялась речевая активность, дети преодолевали робость застенчивость, учились свободно держатся перед аудиторией. Мнемосхемы помогали сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим, у детей овладение навыками пересказа сказок, текстов и разучивание стихов происходило легче и быстрее, появилось желание пересказывать как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Карты Проппа позволяют стимулировать и развивать связную речь, обогащают речь детей, позволяют изучить огромное количество сказок, что способствует успешному обучению .

Поэтому мы использовали в своей работе карты Проппа. Они позволяют

стимулировать развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого

воображения, активизируют связную речь. Карты Проппа оказывают

неоценимую помощь в сенсорном развитии детей. (Приложение ).

Мы применили использование дидактических упражнений, а также игровых технологий (ролевых и дидактических), проигрывали воображаемые ситуации, театральных импровизаций как средства тренировки звукопроизношения, диалоговой речи, методов психологического и интеллектуального раскрепощения, развития инициативности и творческой активности.

1. Словесные задания и упражнения: «Расскажи иначе» (на употребление синонимов), «Скажи наоборот» (на употребление антонимов), «Расскажи подробнее» и т. д.

2. Забавные игры-нелепицы («Чего на свете не бывает?»), смысл которых состоит в том, чтобы продолжить весёлый рассказ, развивая при этом не только словарный ресурс, а ещё воображение и чувство юмора:

— Весной у волка родились зайчата, а у лисы — котята …

— В сказочной стране слоны летают, а рыбы бегают, птицы плавают, а зайчик охотится на волка …

4. Звуковую культуру речи улучшали такими играми и упражнениями как:

— Вспомните и назовите слова со звуком «ж» …

— «Замени словечко»

— Подберите рифму.

— Сложи цепочку из картинок (звук, на который заканчивается слово аист, должен быть первым в слове, обозначающем предмет, изображённый на следующей картинке).(Приложение )

5. Чтение и проговаривание скороговорок можно использовать как упражнения, которые помогут решить проблемы с речевым дыханием и добиться плавности речи. (Приложение )

6. Драматизация литературного произведения или сказки (костюмированный ролевой, кукольный, настольный или пальчиковый театр).

Использовались хорошо известное произведение, содержащее этический контекст, дети оперировали языком произведения с ярко выраженной интонацией, а также проявляли пластический и мимический артистизм.

Театральные игры учат понимать эмоциональное значение стихотворений или маленьких пьес, которые разыгрываются как этюды между двумя-тремя детьми.(Приложение ).

 

Чтобы интерес у детей к нашей совместной творческой речевой деятельности не пропал, мы проводили индивидуальные беседы с родителями по организации игровой деятельности детей дома, оформляли консультации в специальном уголке. На родительских собраниях мы представляю игры, задания, которые не займут у родителей много времени и не потребуют дополнительных затрат, но принесут значительную пользу в творческом речевом развитии ребенка. Мы информировали родителей так же и о том, какие спектакли, выставки, музеи можно посетить с детьми в выходной день, советовали как организовать беседу об увиденном, чтобы ребёнок мог связно рассказать друзьям в группе о своих впечатлениях. Использовали и такую форму работы как выставки совместного творчества детей и родителей в семье: "Осенняя сказка" и русские поэты о зиме. Большую помощь родители оказывали в оформлении группы, изготовление костюмов и атрибутов для спектаклей и творческих игр.

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. Современная семья переживает кризис: в настоящее время родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя мало внимания развитию речи и воспитанию ребенка. Кроме того, большая часть современных родителей не имеют педагогического образования и не владеют методами и приемами воспитания и развития речиребенка. Поэтому многие дети испытывают недостаток родительской любви, понимания и сопереживания. 
Семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития речи детей.
В связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия педагогов с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию речи детей.
Изучая опыт коллег, анализируя результаты работы с детьми по развитию речи, мы пришли к выводу, что одной из основных целей нашей работы является активизация родителей, привлечение их внимания к тем педагогическим задачам, которые осуществляются в деятельности с детьми, чтобы организовать воспитание ребенка в семье и ДОУ более последовательным, а их взаимовлияние – более эффективным.  

В ходе  нашей работы над проектом «Будем говорить правильно» мы еще раз убедились, что главное в нашей педагогической деятельности, чтобы подход к работе не носил формальный характер. Изобрести что-то новое в педагогике невозможно, а вот наполнить новым содержанием, применив современные интерактивные  приемы и методы можно. И как результат эффективности такой работы – повышение качества образования наших детей за счет активного включения родителей в образовательный процесс, что оказалось  вещью вполне реальной.

В связи с этим можно утверждать, что проводимая работа по развитию связной речи дошкольников подтверждает свою эффективность.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Веракса Н. Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2015г.

2. Светлова И. Е. Развитие речи. Издательство "Эксмо" ООО, 2006г.

3. Ушакова О. С. Развитие речи для детей 5-6 лет. Москва издательский центр «Вентана – Граф», 2009г.

4. Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам. Творческий Центр СФЕРА, Москва, 2009г.

5. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 5 - 7 лет. Творческий Центр СФЕРА, Москва, 2009г.

6. Ушакова О. С. «Придумай слово», речевые игры для дошкольников. Творческий Центр СФЕРА, Москва, 2014г.

7. Владимирская Л. А. «От осени до лета». Детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах. Издательство «Учитель»2002 – 2003г, Волгоград.

8. Елкина Н. В. «1000 загадок». Академия развития, Ярославль, 2003г.

9. Сахипова З. Г. «Читаем детям». Ленинград «Просвещение», 1991г.

10. Нищева Н. В. «Стстема коррекционной работы» Санкт – Петербург «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2003г.

11. Смирнов М. В. «2500 скороговорок для детей 4- 6лет». Издательский Дом «Нева» Санкт – Петербург, 2005г.

12. Тарабарина Т. и. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки». Ярославль «Академия Развития», 1997г.

13. Аникина В. П. «Живая вода». Сборник русских народных песенок, сказок, пословиц, загадок. Москва «Детская Литература», 1987г.

14. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. «Литературное чтение» Министерство образования науки Росисской Федерации Москва БАЛАСС, 2011г.

15. Программа «Детство» Н. Н. Гладышева, Ю. Б. Сержантова, Л. С. Баннова, Л. В. Грибанова.

16. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.

17. Анищенкова Е. С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.

18. Бойко Е. А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011. – 256 с.

19. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 2004. - 255 с.

20. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду // Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду». – Мозаика-Синтез, 2010. – 56 с.

21. Гербова В. В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.

22. Ершова Е. Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников // Уроки логопеда. – Астрель, 2011. – 64 с.

23. Косинова Е. М. Гимнастика для развития речи. – М. : ООО «Эксмо», 2003.

24. Ушакова О. С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-12.

25. Шукейло В. А. 90 упражнений для развития речи дошкольников // Готовимся к школе. – Литера, 2009. – 96 с.

26. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×