ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
Формирование коммуникативных действий учёта позиции собеседника (партнёра) в процессе учебной деятельности
Задание «Кто прав?»
Цель: диагностика уровня сформированности коммуникативных действий, помогающих пониманию позиции собеседника (партнёра), и анализ оснований для того или иного мнения партнёров по общению (коммуникативная рефлексия).
Форма выполнения задания: работа в парах и в группах.
Описание задания: ученикам раздаются карточки с заданием и вопросами. Задание строится как столкновение двух (или более) разных точек зрения по одному вопросу (или несовпадающих оценок).
Материал: карточки с текстом задания.
Инструкция: учащимся предлагается прочитать текст небольшого рассказа и выработать общий ответ на вопросы.
Критерии оценивания:
понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные
от
собственной;
понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору;
учёт разных мнений и умение обосновать собственное;
учёт разных потребностей и интересов.
Задание «Общее мнение»
Цель: формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное.
Форма выполнения задания: работа в парах или в группах по 3—4 человека.
Описание задания: учащимся, сидящим парами, предлагается выработать, а затем представить и обосновать общее мнение по заданному вопросу, например, почему надо выполнять обещание?
Критерии оценивания:
продуктивность совместной деятельности оценивается по полноте и обоснованности общего ответа;
умение договариваться, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать и т. д.;
отношение к выработке общей точки зрения: позитивное (обсуждают вопрос с интересом к мнению друг друга), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, конфликтуют).
После выполнения задания заслушиваются ответы разных пар. Ответы сравниваются по полноте и обоснованности аргументации. Обсуждаются разные точки зрения и аргументы, вырабатывается общее мнение. В заключение учащиеся делятся впечатлениями о том, что дала им дискуссия, легко ли было договариваться, изменилось ли их первоначальное мнение и т. д.
Задание «Дискуссия»
Цель: освоение правил и навыков ведения дискуссий.
Форма выполнения задания: работа учащихся в классе.
Описание задания: под руководством учителя проводится сравнение спора и дискуссии. Выясняется, чем они различаются. 1. В споре цель — доказать правоту, в дискуссии — найти истину, решение задачи, выход из ситуации. 2. Спор направлен на результат, дискуссия — это процесс, нередко длительный и изменяющийся под влиянием новой информации, аргументов и т. д.
3. Предмет спора обычно конкретный, а дискуссия возникает вокруг глобальных и значительных вопросов.
Инструкция: ребята знакомятся с основными правилами ведения дискуссии. После этого им предлагается потренироваться в их применении. Выбирается тема для обсуждения. В ходе обсуждения участники должны прийти к какому-либо решению. Следует обязательно применять правила ведения дискуссии!
Темы для дискуссии: «Где лучше жить: у нас или за границей?», «Памятник Ивану Грозному: нужен или нет?», «Толерантность: за и против», «Когда жизнь была лучше: раньше (на выбор: в дореволюционной России, в эпоху социализма и т. д.) или сейчас?»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В современном обществе коммуникативные универсальные действия, на мой взгляд, приобретают все большее значение. Если раньше говорили: «Встречают по уму…», то сегодня, наверное, с уверенностью можно сказать, что «Встречают по коммуникабельности, контактности, по умению преподнести себя и нужную информацию в самом привлекательном виде». Предметы история и обществознание связаны с изучением: разнообразных социальных процессов, поступков ярких исторических личностей, особенностей разнообразных национальных культур с опорой на различные источники информации, дают самые широкие возможности по разработке заданий, ориентированных на развитие у учеников всех типов УУД. Более того, специфика предметов позволяет говорить, что они (наряду с русским языком и литературой) являются основой формирования коммуникативных УУД. Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания дает возможность подготовить ученика обучаемого, способного самостоятельно учиться, переучиваться в течение жизни, имеющего возможность использовать функциональные, деятельностные качества на практике, успешно овладевшего новыми знаниями, умениями и компетенциями.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат