ФОТОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В данной статье раскрываются особенности формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста посредством фототерапии. Раскрыта проблема формирования детского коллектива и межличностных отношений между детьми старшего дошкольного возраста, раскрываются понятия «коллектив дошкольников», «межличностные отношения», «фототерапия». Рассмотрена возможность использования фототерапии как средство формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время в зарубежной и отечественной литературе все чаще используются такие понятия, как фототерапия и терапевтическая фотография, а также разрабатываются методы, связанные с применением фотографии в контексте арт-терапии. Различные методы психологической работы с фотографией обладают значительным коррекционным, развивающим и профилактическим потенциалом применительно к деятельности психологов.
Общение и совместная деятельность детей дошкольного возраста в группе сверстников – важнейшие источники формирования их положительного эмоционального отношения друг к другу. Направленность переживаний ребенка на себя или на другого определяет характер его отношения к сверстнику, вносит в него отчуждение, доброжелательность, гуманность. Воспитание у детей дошкольного возраста положительных взаимоотношений к сверстникам является одной из главных задач воспитания. В детском саду, где дети имеют равные права и близкие интересы, ребенок учится ориентироваться на огорчения, затруднения сверстников, приобретает практический опыт, оказывая действенную помощь другому ребенку, сочувствуя, разделяя радость, печаль и др.
Как отметил Л.С. Рубинштейн «…первейшее из первых условий жизни человека – это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, её сердцевину. «Сердце» человека всё соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать» [3, с.262].
По определению В.Н. Куницыной, «межличностные отношения – это субъективно переживаемое, личностно-значимое, эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия» [3, С.22].
Дошкольный возраст – это период, когда у ребенка в детскому саду начинают складываться первые отношения со сверстниками, формируется детский коллектив. Коллектив дошкольников – это группа детей, объединенная и организованная под руководством воспитателя на основе коллективного образа жизни в детском саду, совместной деятельности, общих близких целей, интересов и переживаний [5, С.30].
Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений. Его важнейшая черта – это эмоциональная основа. Это означает, что межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Проблема формирования детского коллектива и положительных взаимоотношений между детьми дошкольного возраста рассмотрена многими учеными-исследователями (Л.С. Выготским, Т.А. Репиной, М.И. Лисиной, Р.А. Смирновой, Я.Л. Коломинским и др.)
Фототерапией называют лечебно-коррекционное применение фотографии,
ее использование для решения психологических проблем, а также развития и гармонизации личности. Она может предполагать как работу с готовыми фотографиями, так и создание оригинальных авторских снимков [1, С.9]. Таким образом, основным содержанием фототерапии является создание и восприятие фотографических образов, дополняя их обсуждением и разными видами творческой деятельности. Это может быть сочинение историй, применение дополнительных изобразительных техник и приемов (рисование, коллажирование, инсталлирование готовых снимков в пространство), изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними, элементы сценического представления и работа с костюмами и гримом, движение и танец, художественные описания и т. д. По мнению А.И. Копытина «фототерапия это своеобразный способ самовыражения, самопознания, социализации и эмоционально-чувственного воспитания человека» [2, С.4].
В настоящее время фототерапия является одним из прогрессивных методов в психологии, применяемых для решения разнообразных психологических проблем, в целях развития целостности и гармонизации личности. Фототерапия состоит из двух составляющих – фотографии и психотерапии. Смысл любой фотографии состоит в первую очередь не в фактическом визуальном содержании, а в том, какие мысли, чувства, переживания вызывает данный снимок у зрителя. Именно эта черта позволяет эффективно применять фототерапию.
Мы предполагаем что, фототерапия будет эффективным средством формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста, если:
Цель: формировать положительные взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста посредством фототерапии.
Задачи:
развивать навык
и
конструктивного общения и совместной творческой деятельности;
создать условия для ознакомления с техническими
и композиционными основами фотографии;
формировать чувства защищенности, свободы, доверия
к окружающему;
создать условия для снятия эмоционального и мышечного напряжения.
При использовании фототерапии как средства формирования положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста необходимо придерживаться следующих принципов:
принцип свободы выбора (в любом обучающем или управляющем действии, предоставлять воспитаннику право выбора);
принцип открытости (не только давать знания, но еще и показывать их границы);
принцип деятельности (освоение воспитанниками знаний, умений навыков преимущественно в форме деятельности).
Работа по формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста посредством фототерапии включает в себя
3 этапа:
1 этап: знакомство детей дошкольного возраста с разными эмоциями и чувствами через фотографии (боль, восторг, грусть, радость, печаль, наслаждение).
2 этап: научить детей чувствовать эмоциональные состояния другого человека, сопереживать или разделять чувства.
3 этап: проведение фотовыставки (совместные фото детей с родителями) с положительными эмоциональными состояниями для закрепления пройденного материала.
Прогнозируемый результат.
ознакомление с различными эмоциями и чувствами;
управление своими эмоциями;
умение чувствовать эмоциональное состояние другого человека;
получение в процессе работы положительных эмоций;
формирование представления о профессии фотографа и искусстве фотографии;
овладение навыками конструктивного общения, формирование умения работать в творческой команде;
развитие умения конструктивного творческого выражения эмоциональных переживаний в фотографии;
создание
портфолио
совместно с родителями лучших фотографий, организация
фотовыставки.
Для эффективности использования фототерапии и восприятия детьми материала необходимо организовать комфортную обстановку, использование игр и упражнений для сплочения группы и самовыражения каждого ребенка, также использование новых технологий. Совместно с фототерапией можно использовать другие виды арт-терапии (сказкатерапия, изотерапия, драматерапия и т.д.), изобразительную деятельность, оригами, литературное творчество, разработка коллажа, работа с фотокамерой.
Искусство фотографии позволяет естественнее выражать свои эмоции и чувства, посредством образов, чем словами. Это позволяет рассматривать фотографию как одну из форм визуального искусства, хотя, в отличие от живописи, графики или скульптуры, фотография невозможна без определенных технических средств. Таким образом, она является «технизированным» видом изобразительного искусства. С одной стороны, это делает ее более сложной для освоения и в каком-то смысле ограничивает спонтанность и творческую свободу. С другой стороны, это предполагает дополнительные возможности для творческого самовыражения, связанные, в частности, с возможностью тиражирования снимков, варьирования их формата и цветности, создания особых визуальных эффектов, а с развитием цифровой фотографии – трансформации и корректировки образов.
Фотографию также можно рассматривать как игру. Она действительно позволяет «играть» с реальностью и ее зримыми отображениями – выбирать то, что для художника наиболее интересно и важно, творчески комбинировать разные элементы реальности друг с другом и даже создавать иную, фантастическую реальность.
Анализ трудов известных психологов и педагогов-практиков, позволили сделать вывод что, положительные результаты применения фотографии могут быть усилены благодаря умению специалиста определять эти потребности и быстро откликаться на них, варьировать техники и средства работы. Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. А главным человеком, который может помочь и повлиять на развитие и становление отношений детей является воспитатель. Организуя процесс формирования отношений, педагог должен не только учитывать уровень развития качеств у ребенка, но и постоянно прогнозировать и программировать дальнейшее их совершенствование.
Список литературы:
Копытин, А. И., Фототерапия. Использование фототерапии в психологической практике /А.И. Копытин.- М.
:
Когито-центр
, 2006.- 192 с.
Копытин, А. И., Руководство по фототерапии /А.И. Копытин, Дж.
Платц
; М.
:
Когито-Центр
, 2009.- 288 с.
Куницына, В. Н. Межличностное общение / Куницына, В.Н., Казаринова Н.В.,
Погольша
Н.В.- СПб. : Питер, 2002.- 367
с
.
Урунтаева
, Г.А. Практикум по психологии дошкольника:
учеб
.п
особие
для студ.
высш
. и сред.
пед
. учеб. заведений /Г.А.
Урунтаева
.- М.
:
Просвещение, 2009.- 368 с.
Усова, А. П.
Обучение в детском саду /А. П. Усова.- М.
:
Просвещение, 1988.- 176 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат