Образ будущего. Мера точности
Шлемензон Т.Г. педагог – психолог, Юшкевич П.Д., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 43
В соответствии с запросом администрации МБОУ СОШ № 43, в апреле 2021 года психологом школы, совместно с учителем начальных классов Юшкевич П.Д., было проведено исследование, целью которого было определение показателей информационной просвещенности учащихся 4 –х классов по переходу в среднее звено. Известно, что точность представления о будущем, иногда называемого «Образом будущего», оказывает серьезное влияние на эмоциональное состояние человека и успешность его деятельности при достижении предполагаемого «будущего» и, в случае с учащимися 4-х классов, является условием их успешной адаптации к переходу в «среднее» звено. В исследовании приняло участие 90 детей.
Основная информация о характеристиках «Образа будущего» была получена из ответов ребят на вопросы авторской анкеты по выявлению показателей информационной просвещенности учащихся к переходу в среднее звено.
Первый вопрос анкеты был направлен на выявление осведомленности учащихся о перечне предметов, которые они будут изучать в 5 классе. Было выявлено, что они не знают о новом предмете, который будет ими изучаться – «Основы духовно- нравственной культуры». В то же время ими ошибочно были названы следующие предметы, изучение которых в 5 классе не предполагается : алгебра, астрономия, геометрия, зоология, история России, физика, химия и черчение. Вместе с тем некоторые ребята предполагают, что продолжится изучение предметов начального звена: чтение и окружающий мир.
Второй вопрос анкеты был направлен на выявление осведомленности ребят о педагогах, которые будут вести в 5 классе тот или иной предмет. На этот вопрос не дали ответа более 50 процентов ребят. При этом ребята отметили знание учителей: музыки, иностранного языка, истории, обществознания, биологии и физкультуры. Несколько учащихся считают, что их обучение продолжат учителя начальной школы.
Третий вопрос анкеты был направлен на выявление предположений ребят относительно их успешного освоения предметов 5 –ого класса. Только один учащийся предположил, что будет успешно осваивать все предметы. Около 10 % детей не ответили на данный вопрос. В ответах наибольший оптимизм ребята проявляют в отношении освоении в 5 классе таких предметов, как математика, история, русский, английский .язык, литература, биология, физкультура. В отношении ошибочно предполагаемых предметов наибольший успех планируется по предмету «химия».
4-ый вопрос был посвящен эмоциональному настрою ребят, связанному с прогнозом их учебной успешности при переходе в среднее звено. Примерно треть учащихся имеет негативные ожидания, касающиеся данного показателя.
5 и 6 вопросы посвящены самооценке ребятами своего усердия и учебной успешности. Их ответы сопоставлялись с оценками указанных показателей классным руководителем, с тем, чтобы определить степень адекватности выявленных самооценок. Около 10 % ребят имеют завышенные самооценки в отношении своего усердия и учебной успешности. Заниженных самооценок не выявлено.
Итоги исследования позволили придти к следующим выводам и рекомендациям :
1,Наибольшим искажением в «Образе будущего», значимом для адаптации ребят к переходу в среднее звено, является их информированность о предметах, которые ими будут изучаться в 5-м классе и учителях, которые будут вести эти предметы. В то же время корректировка названных характеристик «Образа будущего» не представляет трудностей.
2.Достаточно высока (около 30 %) доля учащихся, имеющих негативные ожидания, связанные с прогнозом учебной успешности при переходе в среднее звено. Информация о них передается для дальнейшей работы классным руководителям и психологу.
Несомненно, изучение «Образа будущего», касающегося учебы ребят в 5 классе, является частью обязательного изучения факторов, связанных с адаптацией учащихся к переходу в среднее звено, В этот комплекс, кроме рассматриваемого показателя, входит определение школьной мотивации, социометрического статуса и самооценки каждого ученика, преобладающего настроения учащегося в школе и сплоченности коллектива класса. Результаты исследований психолога в обязательном порядке передаются – с комментариями – классному руководителю - для дальнейшей целенаправленной работы с детьми и родителями
Таким образом, полученные данные становятся значимым ресурсом для оптимизации процесса адаптации учащихся при переходе в среднее звено.
Список используемой литературы:
1.Конопкин О.А.Психологические механизмы регуляции деятельности. М.1980
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат