Современные подходы к качеству дошкольного образования в свете проблемы профессиональной компетенции педагога
Так как мы живем в современном мире, где темп развития с каждым годом все увеличивается, и активно внедряются внедрением различные инновации, новые технологии и методы работы с детьми, появляются особые условия организации дошкольного образования И здесь необходима профессиональная компетентность,
главную основу которой составляет профессиональная компетентность педагогов.
С точки зрения профессионального образования - способность педагога применять свои знания, умения, а также практический опыт в трудовой деятельности
Но профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.
Таким образом, профессиональная компетентность педагога - это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, его отношение к делу, качество личности, стремление к новому, творческому осмыслению своей работы и способностью к саморазвитию.
Сейчас качество образования - одна из самых главных проблем, так как она очень связана с решением различных задач, которые направленны на развитие личности ребёнка.
Да, существует много факторов, которые сильно влияют на качество дошкольного образования - это и материально-техническое обеспечение, и учебно-материальное обеспечение, и информационно-методическое обеспечение, и финансовое обеспечение. Но само понятие «качество образовательного процесса» понимается по разному . Для детей - это обучение в интересной игровой форме. Для родителей - это эффективное обучение детей. А цель ДОУ - качество образовательных услуг в области воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, удовлетворяющих все заинтересованные стороны. И здесь стоит обратить особое внимание на личность педагога, на его профессиональную компетентность
От чего же зависит качество дошкольного образования?
- От качества организации образовательного процесса в ДОУ;
- От условий, которые созданы руководителем для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми;
- От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.
- От обеспеченности кадрами и уровень их квалификации;
-От наличие необходимой нормативной правовой базы;
- От состояние предметно-развивающей среды и др.
. Сейчас качество образования, как известно, во многом определяется компетентностью. И требования, которые предъявляют к педагогической деятельности воспитателя, достаточно высокие. Более того, не всегда даже успешные воспитатели (здесь, прежде всего, критерием успешности является любовь детей к воспитателю и степень их развития в ходе общения с ним) обладают всем набором этих качеств. В центре внимания находятся не только качества педагога сами по себе, но и тот стиль профессиональной деятельности, который он реализует во взаимодействии с участниками образовательного процесса.
Профессиональные умения и навыки педагогической деятельности заложены в требованиях к квалификационным категориям педагогических работников, которые учитывают определения профессиональной компетентности воспитателя и определения результативности его деятельности. В профессиограмме воспитателя детского сада, предложенной Федеральной службой занятости, указаны следующие требования к его профессиональной подготовке:
-знание дошкольной педагогики и психологии, основ гигиены и педиатрии, знание этики и эстетики,
-навыки проведения занятий, организации и методики воспитательной работы
Этические подходы в системе взаимоотношений «педагог-родитель» отражают основные профессиональные позиции педагога:
-устанавливать позитивные контакты с семьей;
-организовать клуб-лекторий для родителей с целью повышения педагогической компетентности;
-соблюдать такт при обсуждении личности ребенка;
-обсуждать совместные действия с целью оптимизации процесса образования и воспитания.
Во взаимоотношениях с родителями и другими посетителями сотрудники ДОУ должны руководствоваться принципами уважения, доброжелательности и корректности. Педагоги в любой ситуации должны воздерживаться от действий и заявлений, выходящих за пределы их компетенции и полномочий, в том числе, во избежание случайного предоставления ложной информации, от консультирования родителей по вопросам, требующих специальных знаний и выходящих за пределы их компетенции.
Взаимоотношения с коллегами основываются на признании профессионализма, интересе и совместной деятельности для достижения лучших результатов, корректном общении, уважения чужой точки зрения. Для благоприятного климата в коллективе необходимо обеспечивать педагогам условия для профессионального роста. Удовлетворять потребности, вырабатывать совместные решения
К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них можно выделить главные, без которых невозможно стать высококвалифицированным воспитателем – это любовь к детям, к своей работе, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Без всех этих перечисленных факторов невозможна. успешная педагогическая работа
Все эти свойства, не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой.
Другими требованиями, предъявляемыми к педагогу, являются общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и другие. Эти качества важны, но меньше, чем главные, перечисленные выше. Без каждого из таких качеств в отдельности воспитатель вполне может обойтись
Все эти вышеперечисленные педагогические качества в совокупности и составляют индивидуальность педагога, благодаря которым каждый хороший воспитатель представляет собой уникальную и своеобразную личность.
Прежде всего надо заметить, что коммуникативные способности, проявляющиеся в педагогическом общении – это способности к общению, которые выступают в сфере педагогического взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием детей.
Умение правильно оценить ситуацию общения - это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.
Коммуникативные способности включают: умение вступать в контакт с незнакомыми людьми; умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие» конфликты и недоразумения; умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком; умение вести себя так, чтобы дать возможность другому человеку проявить свои интересы и чувства; умение извлекать из общения, максимум пользы для себя.
Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс.
Таким образом, считаю, что необходимыми качествами профессиональней компетенции должны быть:
Выдержка и самообладание. Воспитатель, как профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах, обязан сохранить за собой ведущее положение в учебно-воспитательном процессе. Никаких срывов, растерянности и беспомощности воспитателя дети не должны чувствовать и видеть. Нужно это помнить постоянно, контролировать свои действия и поведение, не опускаться до обид на ребенка, не нервничать по пустякам.
Душевная чуткость в характере воспитателя – своеобразный барометр, позволяющий ему чувствовать состояние детей, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается. Естественное состояние педагога – профессиональное беспокойство за настоящее и будущее своих питомцев. Такой воспитатель осознает свою личную ответственность за судьбы подрастающего поколения.
Важное профессиональное качество воспитателя – справедливость. По роду своей деятельности педагог вынужден систематически оценивать знания, умения, поступки ребенка. Поэтому важно, чтобы его оценочные суждения соответствовали уровню развития детей. По ним дети судят об объективности воспитателя. Ничто так не укрепляет нравственного авторитета педагога, как его умение быть объективным.
Воспитатель обязан быть требовательным. Это важнейшее условие его успешной работы. Высокие требования воспитателя прежде предъявляет к себе, так как нельзя требовать от других того, чем не владеешь сам.
Нейтрализовать сильное напряжение в педагогическом процессе, помогает воспитателю чувство юмора. В арсенале такого педагога шутка, прибаутка, пословица, удачный афоризм, дружеская подковырка, улыбка – все, что позволяет создать в общении положительный эмоциональный фон, заставляет коллег и детей смотреть на себя с комической стороны.
Педагогический такт – это соблюдение чувства меры в общении с воспитанниками. Такт – это концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя. Сердцевиной педагогического такта выступает уважение к личности ребенка.
Таким образом, благодаря этим качествам, которые необходимы в профессиональной деятельности, формируется высокая культура и профессиональная компетентность воспитателя ДОУ как важного субъекта образовательного процесса является основным фактором благоприятного развития личности ребенка.
Эффективной формой для повышения уровня педагогической компетенции, этики и других качеств педагога, может стать организация работы по совершенствованию нравственных и моральных качеств педагога, повышение педагогического мастерства, пополнение теоретических и практических знаний через разнообразные формы методической работы. Одной из эффективных форм методической работы является педагогический совет, где затрагиваются вопросы, связанные с работой всего коллектива
Проведение педагогического совета в форме деловой игры.
1. Выступление по повестке дня
2. Формулирование председателем педагогического совета цели и задания перед участниками деловой игры
3. Распределение участников педагогического совета по командам.
4. Выступление участников команд с докладом по предложенным темам.
III .Принятие решения педагогического совета
Перед проведением участники педагогического совета распределяются по командам.
Предлагаю участникам примеры некоторых заданий.
1. Дайте из предложенных источников характеристику основным критериям этики. Согласны ли вы с формулировкой? Предложите свое мнение. Подкрепите примерами из произведений детской литературы детского опыта и заполните таблицу :
детского опыта и заполните таблицу
:
Категория этики
Название произведения
2. Перечислите названия игр, в которых решаются вопросы нравственного воспитания, и заполните таблицу по следующим пунктам:
1) название игры;
2) цель игры;
3) задача нравственного воспитания.
На педагогических советах целесообразно использовать различные формы работы, включая проблемные ситуации, деловые игры и тестовые задания.
Во время педсовета для повышения активности его участников предлагаю провести несколько коммуникативных игр.
«Крокодил»
Многие люди боятся показаться окружающим смешными и нелепыми. Это игра – средство избавиться от этого опасения. Группа разбивается на две команды. Первая команда загадывает некоторое слово или словосочетание (можно – названия предметов, часто встречающихся в обиходе), вторая – делегирует своего участника (лучше, если добровольно), которому сообщается загаданное слово. Последний должен изобразить это слово только с помощью жестов и мимики, а его команда должна понять, что было загадано. Команды участников группы загадывают слова по очереди. После того, как в роли изображающего побывало большинство участников, можно обсудить собственные чувства, возникавшие, когда приходилось что-то изображать.
«Кто тормоз?» (баланс механизмов возбуждения и торможения)
Маленький предмет лежит на столе посередине. Двое кладут руки по разные стороны от предмета на одинаковом расстоянии. Называю различные числа. Когда называю четное число, нужно схватить предмет.
3. Выпишите из различных источников определения понятия по этикету. С какой характеристикой вы согласны? Свое мнение обосновать.
Педагогу важно владеть собой, регулировать свое эмоциональное состояние. И это все ярко выражается через слово и мимику. Предлагаю провести педагогический тренинг «выразительная речь».
Произнесите фразу «Иди сюда»:
Громко
Возмущенно
Радостно
Таинственно.
Скажите «молодец»:
тихо
громко, ласково
удивленно
радостно
4. Подберите и выпишите пословицы и поговорки разных народов о семье. Проанализируйте их, выявите сходства и различия.
5. По теме «Дипломатический этикет» подберите слова:
приветствия,
благодарности,
прощения.
6. Подберите и выпишите названия сказок, стихотворений, рассказов, в которых говорится о ведущей роли семьи, о матери, отце, братьях и сестрах.
8. Обоснуйте необходимость изучения этикета педагогом, родителями и детьми.
Предлагаю игру «Хорошо ли быть воспитателем?!» в которой участники должны высказаться о своей работе, приводя доводы о ее значимости. Найти положительные и отрицательные стороны.
Цель: развивать реакцию, логическое мышление, умение находить аргументы в утверждение высказываний, характеризующих профессию педагога.
хорошо
плохо
воспитателем быть хорошо – это интересная, динамичная работа
воспитателем быть плохо – работа трудная, требует обширных знаний, постоянно надо читать методическую литературу
воспитателем быть хорошо - эта работа благодарная, это счастье – видеть горящие глаза детей, учить их добру, давать им знания.
воспитателем быть плохо – все постоянно проверяют, как ты работаешь, чем занимаешься с детьми, приходится постоянно писать планы.
воспитателем быть хорошо – тебя уважают родители, прислушиваются к твоему мнению и т.д.
воспитателем быть плохо – постоянно приходится сдерживать себя, свои эмоции по отношению к окружающим.
Таким образом, система заданий не только способствует нравственно-эстетическому воспитанию педагога, расширяет их кругозор, учит творчески подходить к решению педагогических задач, а также на практике применять теоретические знания и повышать свою профессиональную компетентность.
Требования, предъявляемые в настоящее время современным обществом к педагогу, весьма велики. О его профессиональных качествах судят не только по тому, насколько он владеет различными методиками, но и по тому, насколько хорошо он воспитан. Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от нас с вами высокого профессионализма и педагогического такта.
Нами был разработан педсовет в виде деловой игры, где педсовет выступает как форма работы по повышению уровня профессиональной этики, как одного из средств профессиональной компетенции воспитателя и связана с реализацией в работе с детьми и другими участниками образовательного процесса этикетных требований, создание условий для развития индивидуальных особенностей детей, созданием благоприятного психологического климата в детском саду.
Дошкольные годы – период наиболее интенсивного развития, возраст больших потенциальных возможностей. Новые задачи, которые ставятся в современном образовании, требуют новых подходов и решений. Искать их в одиночку – занятие сложное и неэффективное.
Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что сейчас в современных условиях образования только повышение компетентности и профессионализма , а также активная жизненная позиция педагога, играют большую роль повышения качества дошкольного образования в целом.
Литература.
Бачинин
В.А. Нравственная культура личности /
В.А.Бачинин
. – М.: Просвещение, 2009. – 374 с.
.
Бережкова
О.В. Проблема стандартизации профессиональной деятельности педагога дошкольной организации
.
–
ж
.
Управление № 9, ТЦ «Сфера», 2013.
Карелина Е.В. Формирование коммуникативной компетентности воспитателей
.
–
ж
.
Управление № 5, ТЦ «Сфера», 2014.
Кузьмина Н.В. Способности
,
одаренность, талант воспитателя
-
Н.В.Кузьмина.-СПб.:Питер,2005.-236с.
Кузьмина Н.В. Профессионализм личности педагога/
Н.В.Кузьмина
.-
М.: Высшая школа,2006.-298с.
Санникова, Л.Н. Способы оценки качества образовательной деятельности ДОУ [Текст] / Л.Н. Санникова, Н.И. Левшина // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2009. – № 5. – С. 10–14.
Профессиональный стандарт педагога (воспитатель, учитель) (
Пр
.М
ин.труда
и
соц.защиты
РФ от «18» октября 2013 г. № 544н)
Судаков В.Н. Мифология воспитания /
В.Н.Судаков
. – Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 2001. – 272 с.
Степанов С.Ю. Проблемы рефлексивно-творческой педагогики /
С.Ю.Степанов
,
Г.Ф.Похмелкина
// Развитие творческой личности в условиях непрерывного образования. – М.: Академия, 2007. – 214 с.
Титаренко В.Я. Педагог и формирование личности /
В.Я.Титаренко
. – М., 2008. – 322 с.
Фадеева Е.И. Эмоциональная компетентность – условие сохранения психологического здоровья педагогов
.
–
ж
.
Управление №5, ТЦ «Сфера», 2014.
Федорова Л.И. Требования ФГОС дошкольного образования к обеспечению равных возможностей для развития каждого ребенка. – М.:
Педуниверситет
«Первое сентября, 2014.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (
Пр
.М
ин.Обр.РФ
от 17 октября 2013. №1155)
Приложение 3.
Правила бесконфликтного воздействия на людей
Правило 1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника.
Правило 2. Указывайте на ошибки других не прямо, косвенно.
Правило 3. Сначала вспомните и поговорите о собственных ошибках, а затем критикуйте собеседника.
Правило 4. Вместо того, чтобы что-то приказывать, задавайте собеседнику вопросы.
Правило 5. Предоставляйте людям возможность спасти свой престиж.
Правило 6. Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи, отмечайте каждый их успех, будьте «чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу».
Правило 7. создавайте людям хорошую репутацию, которую они обязательно будут стараться оправдать.
Правило 8. Чаще прибегайте к поощрению создавайте впечатление, что ошибка, которую вы заметили, легко исправима. Делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным.
Правило 9. Добивайтесь, чтобы люди с радостью делали то, что вы предлагаете [24, c.206].
С помощью этих правил можно воздействовать на людей, не оскорбляя и не обижая их и при этом добиться желаемого результата.
Приложение 4
Компоненты педагогической этики
Компоненты педагогического этикета
Критерии
педагогическая направленность
комплекс психологических установок на работу с детьми, профессионально ориентированных мотивов и способностей, профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание
эмпатия
эмоциональная отзывчивость на переживания ребенка, чуткость, доброжелательность, заботливость, верность своим обещаниям
педагогический такт
умение сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей, коллег по работе
педагогическая зоркость
умение фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника и коллектива в целом
педагогический оптимизм
основан на глубокой вере педагоги в силы, возможности каждого ребенка, в результативность образовательной работы
культура профессионального общения
организация правильных взаимоотношений в системах «педагог – ребенок», «педагог – родитель», «педагог – коллеги»
педагогическая рефлексия
самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью
Приложение 5
Анкета для воспитателей ДОУ к педсовету
Уважаемый коллега! Вашему вниманию предложен перечень действий педагога как воспитателя. Как Вы относитесь к тому или иному действию? Выберите один из 4-х предлагаемых вариантов ответа и поставьте любой знак («галочку», «крестик» и т.п.) в одной из колонок напротив каждого утверждения.
Действия педагога-воспитателя
Считаю необходимым
Считаю важным
Считаю необязательным
Считаю ненужным
Равноправное общение с детьми
Проявление
эмпатии
по отношению к ребенку
Проявление непременного доверия к возможностям и способностям ребенка
Принятие ребенка как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков
Оценивание не личности ребенка, а его поступков
Открытое предъявление детям своих нравственных убеждений, ценностей, интересов
Сотрудничество с детьми в достижении общих целей
Создание воспитывающих ситуаций в различных видах деятельности
Создание ситуации успеха для каждого ребенка
Преодоление конфликтности в целях развития личности и коллектива
Активизация воспитательного потенциала занятия
Поддержка дошкольников как субъектов деятельности
Отказ от вмешательства в то, что дети предпочитают делать сами
Поддержка процесса самопознания ребенка
Предоставление реальных возможностей для самостоятельности ребенка
Принятие воспитывающего влияния детей на педагога
Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам
Забота о своем личностном росте, развитии духовности
Забота о своем физическом и психическом здоровье
Расширение и углубление своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания
Постоянный самоанализ своей воспитательной деятельности
Совершенствование своих знаний о детском возрасте
Осмысление своей деятельности в контексте воспитательного процесса образовательного учреждения
Деятельное участие в педагогическом самоуправлении
Проявление интереса к профессиональной деятельности коллег
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат