Влияние СМИ на формирование экономического мышления.
Мадишина Лилия Хафизтиновна
студент II курса напр. «Экономика и менеджмент»,
КНИТУ-КАИ г. Лениногорск
Научный руководитель: Полюшко Юрий Николаевич
к.э.н., доцент кафедры «Экономики и менеджмента»
КНИТУ-КАИ г. Лениногорск.
Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос: «Оказывают ли СМИ значительное влияние на формирование экономического мышления, которое является основой экономического поведения?»
На протяжении жизни человек, осознанно или нет, выбирает модель экономического поведения. Оно формируется благодаря взглядам и представлениям, основанным на личном опыте людей. В период кризисных явлений и экономической нестабильности население пребывает в состоянии неопределенности, а отсутствие информации, а также нагнетание кризисных настроений препятствует грамотному финансовому планированию и распределению ресурсов. Экономическое мышление населения становится наиболее подвержено влиянию внешних факторов. В периоды неопределенности люди склонны обращаться к опыту и знаниям других людей, экспертов. Такое поведение объясняется, в том числе низким уровнем финансовой грамотности. Именно в этот момент на передний план деятельности деловых СМИ выходит задача формирования экономического мышления.
Во времена экономической нестабильности население ищет в финансовых и деловых СМИ ответ на вопросы: «Что происходит с экономикой в стране?». Читателям требуются разъяснения. При этом не всегда информация, которую население получает из государственных СМИ, согласуется с реальной жизнью. Читатель может принимать позицию автора, а может и спорить с ней, но ему становится известна экспертная точка зрения, он сможет опираться на нее, когда будет предпринимать попытку объяснить себе или окружающим происходящие экономические события в стране. Следующий вопрос, с которым читатель может обращаться к деловым СМИ: «Что делать?». В деловых СМИ читатели стремятся найти экспертное мнение. Для широких масс желательно наличие в материале совета. Наиболее показательной можно считать серию публикаций про стоимость недвижимости. Эта тема широко освещается в деловых СМИ и касается всех субъектов экономической деятельности. С начала 2018 г. банки снижали ставки по ипотеке и весьма успешно освещали эту кампанию в СМИ. Тогда же аналитики и эксперты в сфере недвижимости высказывали предположения, что те, кто хочет купить недвижимость, должны успеть сделать это до начала 2019 г. Результат не заставил себя ждать. Данные публикации стали для населения сигналом к тому, что необходимо успевать изменить свои жилищные условия. В итоге 2018 г. оказался для рынка недвижимости самым благоприятным за последние четыре года.
Мы видим, что СМИ формируют определенное восприятие информации у читателя и мотивируют его к тем или иным поступкам. В зависимости от того, какая информация преобладает в СМИ, меняется экономическое поведение населения, а значит, и экономическое мышление. Но население охотно доверяет негативным и пессимистичным прогнозам относительно будущего экономики страны, а осторожные позитивные прогнозы вызывают у него сомнения. Каждое экономическое явление имеет психологический аспект. Массовое ожидание «черного дня» неминуемо приводит к его наступлению. Причем здесь действуют законы экономики: излишняя осторожность в расходах, повышенная экономия денежных средств приводят к тому, что экономика недополучает денег. Таким образом, психология масс определяет, в каком состоянии будет находиться экономика и экономическое благополучие каждого. Пытливый ум читателя в каждом таком материале старается найти подтверждение собственных гипотез и вырезает из текста ту информацию, которая поддерживает его представления о происходящем.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат