И.И. Орел, студент
Научный руководитель: Бизикова О.А., к.п.н., доцент
г. Нижневартовск, Нижневартовский государственный университет
Изучение сформированности умений
решать арифметические задачи у детей 6-7 лет
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям и не только при обучении математике. [1, 98]
В процессе математического и общего познавательного развития детей старшего дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых арифметических задач. В детском саду проводится подготовительная работа по формированию у детей уверенных навыков вычислений при сложении и вычитании однозначных чисел и быстрых устных вычислений с двузначными числами с целью подготовки их к обучению в начальной школе. Если в школе обучение вычислениям ведется при решении примеров и арифметических задач, то в практике работы дошкольных учреждений принято знакомить детей с арифметическими действиями и простейшими приемами вычисления на основе простых задач.
Арифметическая задача – это простейшая, собственно математическая форма отображения реальных ситуаций, которые одновременно близки и понятны детям и с которыми они ежедневно сталкиваются, и стихийно стремятся выразить и осмыслить в числовых понятиях. [4, 67]
Различают простые задачи (в одно действие) и составные (в два и более действий). В подготовительной группе детского сада (6-7 лет) можно познакомить со следующими видами простых задач:
I группа – задачи, при решении которых дети усваивают конкретный смысл каждого из арифметических действий, т.е. арифметическое действие, соответствующее той или иной операции над множествами (сложение или вычитание). Это задачи на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка.
II группа – простые задачи, при решении которых надо осмыслить связь между компонентами и результатами арифметических действий. Это задачи на нахождение неизвестных компонентов:
а) нахождение первого слагаемого по известным сумме и второму слагаемому;
б) нахождение второго слагаемого по известным сумме и первому слагаемому;
в) нахождение уменьшаемого по известным вычитаемому и разности;
г) нахождение вычитаемого по известным уменьшаемому и разности.
III группа – задачи, связанные, с понятием разностных отношений:
а) увеличение числа на несколько единиц;
б) уменьшение числа на несколько единиц.
Имеются и другие разновидности простых задач, в которых раскрывается новый смысл арифметических действий, но с ними, как правило, дошкольников не знакомят, поскольку в детском саду достаточно подвести детей к элементарному пониманию отношений между компонентами и результатами арифметических действий – сложения и вычитания. . [3, 40]
В принципе оба вида задач (простые и составные) доступны детям подготовительной группы, но в известной последовательности. Сначала следует учить решать задачи первого вида. По мере же осмысливания сущности арифметических действий и усвоения способов решения допустимо решение и задач второго вида, но с начала с облегченными числовыми данными (когда второе слагаемое или вычитаемое является единицей).
В зависимости от используемого для составления задач наглядного материала они подразделяются на задачи-драматизации, задачи-картинки, задачи-иллюстрации. Каждая разновидность этих задач обладает своими особенностями и раскрывает перед детьми те или иные стороны (роль тематики, сюжета, характера отношений между числовыми данными и др.), а также способствует развитию умения отбирать для сюжета задачи необходимый жизненный, бытовой, игровой материал, учит логически мыслить.
Особенность задач-драматизаций состоит в том, что содержание их непосредственно отражает жизнь самих детей, т.е. то, что они только что делали или обычно делают.
Еще К.Д.Ушинский писал, что задачи выбираются самые практические, из жизни, с которыми дети знакомы.
Особое место в системе наглядных пособий занимают задачи-иллюстрации. В них при помощи игрушек создается простор для разнообразия сюжетов, для игры воображения (в них ограничиваются лишь тематика и числовые данные). Эти задачи стимулируют припоминание интересных случаев, развивают воображение, учат по памяти отбирать факты в их логических связях, развивают у детей умение самостоятельно придумывать задачи, подводят их к решению и составлению устных задач.
С целью изучения уровня сформированности умений решать арифметические задачи у детей 6-7 лет на базе МБДОУ ДС № 31 «Медвежонок» г. Нижневартовска было проведено опытно-экспериментальное исследование. При оценке сформированности умения решать арифметические задачи у детей 6-7лет использовались критерии и показатели, разработанные А.М. Леушиной.
Таблица 1.
Критерии и показатели сформированности умений
решать арифметические задачи у дошкольников 6–7 лет
Критерии
Показатели
Понимание арифметической задачи
Отличает задачу от рассказа или загадки
Выделяет «известное» и «неизвестное»
Понимает слова «условие», «вопрос»
Умеет правильно составлять простую задачу с опорой на наглядность
Решение арифметической задачи
Правильность решения предложенной арифметической задачи
Самостоятельность решения
Умение объяснить решение арифметической задачи (рассуждение о свойствах и отношениях между компонентами задачи)
Выбор и выполнение арифметического действия
Имеет представление о действиях сложения и вычитания
Правильность выбора и формулировка действия в предложенной задаче
Правильность выбора и формулировка действия в самостоятельно составленной задаче
Осознанность выбора (понимает смысл действия, отношения между целым и частью)
Проявления каждого из показателей оценивались по трехбалльной системе: 3 балла – яркое проявление показателя; 2 балла - проявление выражено слабо; 1 балл - проявления показателя отсутствуют.
На основе данных критериев и показателей были сформулированы уровни сформированности умений решать арифметические задачи у детей старшего дошкольного возраста
Таблица 2
Характеристика уровней сформированности умений
решать арифметические задачи у детей 6–7 лет
Уровень
Характеристика
Низкий уровень 11-19 баллов
Ребенок не может уверенно выделить компоненты задачи, не способен к самостоятельному составлению и решению задач. Не до конца понимает сущность арифметических действий и не способен самостоятельно выбрать необходимое для решения действие. При решении задачи даже при помощи взрослого не всегда может объяснить решение.
Средний уровень 20-28 баллов
Ребенок выделяет компоненты задачи, отличает устную задачу от других устных форм (сказка, загадка), однако не всегда может правильно составить задачу самостоятельно. При самостоятельном решении задачи может допускать ошибки. При помощи взрослого решает задачу, однако не всегда может объяснить решение. Понимает сущность арифметических действий и правильно выбирает то или иное действие для решения, однако не всегда может обосновать выбор.
Высокий уровень 29-36 баллов
Ребенок выделяет компоненты задачи и отличает устную задачу от других устных сообщений. Правильно составляет задачу самостоятельно. Способен правильно решить задачу без помощи взрослого, при этом может объяснить решение. Ребенок понимает сущность арифметических действий и правильно подбирает то или иное действие для решения задачи, при этом способен обосновать выбор.
Изучение уровня развития умения решать простые арифметические задачи детьми старшего дошкольного возраста проводилось по методике А.В. Белошистой, в форме индивидуальных заданий. Каждому ребенку было предложено решить две простые арифметические задачи (на сложение и вычитание), а затем составить задачу самому с опорой на наглядность.
В качестве материала были предложены детям две задачи.
Первая задача (на сложение) была предложена в устном варианте: «На берегу сидели три лягушонка. К ним прискакал еще один. Сколько теперь лягушат на берегу?»
Вторая задача (на вычитание) также предлагалась в устном варианте: «Кошке дали на завтрак четыре рыбки. Две она съела. Сколько рыбок осталось?».
Собранные данные о сформированности критериев и показателей умений решать арифметические задачи оценивались и анализировались. Суммирование количественных и качественных оценок позволило выделить общие уровни сформированности умений решать арифметические задачи у воспитанников подготовительной к школе группы.
Таблица 3
Уровни сформированности умений решать арифметические задачи
у детей 6–7 лет
Уровни
Высокий
Средний
Низкий
Количество детей
4
9
7
% соотношение
20%
45%
35%
Как показывает таблица, высокий уровень показали только 20% обследованных дошкольников. Значительная часть детей продемонстрировали средний и низкий уровни данных умений. Полученные результаты нельзя назвать удовлетворительными, причину этого предстоит выяснить на следующем этапе исследования.
Таким образом, изучение психолого-педагогической литературы выявило важность формирования у детей умений решать арифметические задачи. Проведенный констатирующий эксперимент показал неудовлетворительные результаты сформированности данных умений у детей 6–7 лет. Из чего был сделан вывод о том, что данная тема требует дальнейшей разработки.
Литература:
1. Ерофеева Т.И. и др. Математика для дошкольников. Кн. Для воспитателя детского сада. / Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П. Новикова. – М.: Просвещение, 1992. – 191с.
Клюева Л. Некоторые особенности решения арифметических задач детьми старшего дошкольного возраста.// Дошкольное воспитание. –1971.
–
№ 4.
Левинова Л. Обучение решению задач в детском саду
// Дошкольное воспитание.
–
1972.
–
№ 11.
Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Учеб
.
п
особие для студентов
пед
. ин-
тов
по специальности «Дошкольная педагогика и психология».
–
М.: Просвещение, 1979.
–
368с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат