Молодцова Марина Анатольевна ГБОУ школа №1155
Консультация для родителей
«Игры, в которые можно поиграть с детьми дома»
«Игра не пустая забава.
Она необходима для счастья детей,
для их здоровья и правильного развития».
Д.В.Менджерицкая.
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.
Игра для ребенка вдвойне интересней, когда он чувствует заинтересованность самых родных и любимых людей – родителей. Однако, к сожалению, некоторые родители не часто играют с детьми дома. Всё больше времени у нас занимает работа, создание уюта и комфорта для семьи. И всё меньше времени мы уделяем своим детям. Но, если мы сейчас будем откупаться от детей мобильными телефонами, компьютерными играми и другими модными гаджетами, то мы просто своими руками обедняем жизнь ребёнка.
Ребенок в дошкольном возрасте запоминает столько информации, сколько не запомнит за всю жизнь. Чем разнообразнее будут игры детей, тем более разносторонне развитыми будут дети, тем проще им будет освоиться в нашем быстроменяющемся мире. Примером для подражания для ребенка становятся взрослые, а самые близкие – это родители. Поэтому нам просто необходимо ежедневно откладывать свои дела, хотя бы на час, и открывать мир вместе с ребенком.
Словесные игры не требуют специального оборудования, определенных условий, поэтому они удобны и практичны, играть в слова можно практически в любой ситуации. С помощью этих игр ребенок может научиться решать самостоятельно разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, отгадывать по описанию, группировать предметы по различным признакам. придумывать короткие рассказы.
Предлагаем вам несколько игр, которые будут увлекательны для ребенка и позволят взрослому вспомнить свое детство, привлекут всю семью и дадут заряд бодрости и позитива.
«Давайте посчитаем!»
Играют вдвоем. Взрослый считает про себя. Ребенок через некоторое время говорит «стоп» и пытается угадать число, до которого, по его мнению, досчитал взрослый. Меняются ролями.
«Найти столько же»
Взрослый держит в руках веером карточки с цифрами так, чтобы ребенок их не видел. Предлагает ему вытащить одну из них. Ребенок выбирает одну карточку и, запомнив цифру, находит соответствующее число одинаковых (по любому признаку) предметов в комнате, затем столько же разных.
«Путешествие на дачу»
Скоротать время в дороге можно следующим образом. Один из родителей ведет машину, другой считает, например, обгоняющие их красные автомобили, а ребенок – такие же, идущие навстречу. Можно считать машины определенной марки, определенной величины.
«Найди игрушку»
Спрячьте маленькую игрушку. Пусть ребенок поищет ее, а найдя, обязательно определит местоположение: на, за, между, в, у … и т. п. Потом поменяйтесь ролями.
«Кто знает, пусть дальше считает»
Взрослый называет число, а ребенок должен назвать три последующих. Другие варианты: назвать три последующих числа и увеличить (уменьшить) каждое число на один. Поменяйтесь ролями.
«Назови соседей»
Взрослый называет число, просит ребенка назвать соседей этого числа (предыдущее и последующее) и объяснить свой ответ. Можно усложнить игру: взрослый называет два числа и предлагает ребенку сказать, какое число находится между ними. Потом играющие меняются ролями.
«Чего не стало?»
Поставьте на стол семь - десять игрушек в ряд. Предложите ребенку пересчитать их и запомнить расположение. Затем попросите его закрыть глаза. Уберите две любые игрушки. После чего ребенок открывает глаза и отвечает на вопросы: игрушек стало больше или меньше, какие игрушки исчезли, какими они были по счету?
«Положи столько же»
В игру можно играть везде. Взрослый выкладывает в ряд камешки (пуговицы, фасолинки, ракушки, каштаны и т. п.). Ребенок должен положить столько же, не считая (один под другим). Усложните игру, предложите положить больше камешков или меньше тоже в ряд.
«Чудесный мешочек»
На столе лежит мешочек со счетным материалом (мелкие игрушки или пуговицы, фасолинки, бусинки, каштаны и т. п.) и цифры. Взрослый хлопает несколько раз в ладоши, просит ребенка отсчитать столько же игрушек, сколько тот услышит хлопков, и положить рядом соответствующую карточку с цифрой или нужным количеством кружочков. Потом можно поменяться ролями.
«Камешки»
Играют вдвоем. Положите на землю камешки. Каждый по очереди подбрасывает один камешек вверх, стараясь его поймать, и одновременно собирает лежащие на земле камешки в другую руку. Если это удается, то количество пойманных камешков засчитывается как выигранные очки. Кто первый наберет 20 очков, тот и выиграл.
«Кто больше?»
Перед играющими на столе две кучки мелких пуговиц (ракушек, камешков и т.п). По команде игроки в течение определенного времени откладывают из кучки пуговицы по одной. Потом считают, кто больше отложил.
«Отгадай число»
Взрослый загадывает число и говорит, что оно меньше 20. Ребенок, задавая вопросы со словами «больше» или «меньше, отгадывает задуманное число.
«Далеко - близко»
Такая игра подойдет как для дома, так и для прогулки. Попросите ребенка рассмотреть окружающие его предметы. Задавайте вопросы: что находится впереди, сзади, справа, слева, что находится далеко, а что близко?
«Так бывает или нет?» (4+)
Цель игры. Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях. Ход игры. Обращаясь к детям, объясняем правила игры: «Сейчас я буду о чем-то рассказывать. В рассказе необходимо заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот пусть, скажет, почему так не может быть.
Примерные рассказы: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках».
«Наступила весна. Все птицы улетели. Грустно стало детям. «Давайте сделаем для птиц скворечники!» — предложил Вова. Когда повесили скворечники, птицы поселились в них, и стало опять весело детям».
«У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощение для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье. Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?»
«Все дети обрадовались наступлению зимы. «Вот теперь мы покатаемся на санках, на лыжах, на коньках», — сказала Света. «А я люблю купаться в реке, — сказала Люда, — мы с мамой будем ездить на речку и загорать».
Примечание. Вначале в рассказ следует включать только одну небылицу, при повторном проведении игры количество небылиц увеличивают, но их не должно быть больше трех.
«Что сажают в огороде?» (4+)
Цель игры. Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.
Ход игры. Вопрос «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте
поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете
«нет».
— Морковь.
-Да!
— Огурцы.
-Да!
— Свекла.
-Да!
— Сливы.
— Нет!
Так же можно поиграть в игры: «Накроем стол для гостей» ( называем столовую посуду), «Посадим сад», «Мебель», «Одежда» и др.
«Добавь слово» (5+)
Цель игры. Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве.
Ход игры. Взрослый называет разные предметы комнаты, а ребенку предлагается добавлять слова: «справа», «слева», «позади», «впереди» — отвечать, где этот предмет находится.
— Стол стоит...
— Ребенок -Позади
— Полочка с цветами висит...
— Ребенок- Справа.
— Дверь от нас...
— Ребенок-Слева.
Если ребенок ошибся, взрослый предлагает встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет.
— Какая рука у тебя ближе к окну?
— Правая.
— Значит, где находится от тебя окно?
— Справа.
«Когда это бывает?» (4+)
Цель игры. Уточнить и углубить знания детей о временах года.
Ход игры. Взрослый называет время года, а ребенок отвечает, что бывает в это время года и что делают люди.
Например, «Весна»— и положу камешек Вове, Вова быстро вспомнит и скажет, что бывает весной. Ребенок: «Весной тает снег» и так далее
«Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое)?» (4+)
Цель игры. Уточнить представления детей о величине предметов, учить
классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма), развивать быстроту мышления.
Ход игры. Взрослый говорит: «Предметы, которые нас
окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Я буду называть одно слово, а ты будешь перечислять, какие предметы можно назвать этим одним словом
— Длинный,— говорит взрослый.
— Дорога, — отвечает ребенок.
— Платье, веревка, день, шуба, — отвечает ребенок .
Далее называет взрослый другие признаки предмета. Ребенка обязательно следует похвалить за правильные ответы
«Магазин» (5+)
Цель: учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку представить, что они находятся в магазине, в котором много разных игрушек. Взрослый в роли покупателя, обращается к продавцу, с просьбой продать ему игрушку, рассказывает об игрушке, которую хотел бы купить, описывая её и называя как можно с ней играть, не называя сам предмет. Ребенок-продавец отгадывает и «продает» игрушку.
«Да-нет» (5+)
Цель: учить детей мыслить, логично ставить вопросы, правильные умозаключения
Ход игры: взрослый объясняет ребенку, что при ответе на вопрос о загаданном предмете, отвечать необходимо только двумя словами «да» или «нет». Взрослый загадывает предмет, а ребенок задает вопросы и отгадывает загаданный предмет.
Например:
«Этот предмет на полу?»-«Нет». «На стене?»-«Нет». «На потолке?»-«Да». «Стеклянный? Похож на грушу?»-«Да». «Лампочка?»-«Да»
«Добавь слово-действие» (4+)
Цель. Дополнять предложения с пропущенным глаголом, находить нужное по смыслу слово.
Ход игры: Взрослый начинает предложение, ребенок завершает.
Я умею постель... убирать. (Глагол называет ребенок).
Я умею пол... подметать.
Я умею пыль... вытирать.
Я умею посуду... мыть, ополаскивать.
Я умею цветы... поливать.
Я помогаю стол... накрывать.
Я помогаю тарелки... расставлять.
Я помогаю вилки... раскладывать.
Я помогаю крошки... сметать. Я помогаю комнату... убирать и т.д.
«Скажи наоборот» (5+)
Цель. Подбирать однокоренные и разнокоренные глаголы-антонимы (слова с противоположным значением).
Для игры подойдут следующие пары слов (антоним называет ребенок): входить-выходить, вбегать-выбегать, прибегать-убегать, привозить-увозить, прилетать-улетать, приходить-уходить, подплывать-отплывать, говорить-молчать, вставать-ложиться, мириться-ссориться, закрывать-открывать, надевать-снимать, одевать-раздевать, нагревать-охлаждать, смеяться-плакать, улыбаться-хмуриться, хвалить-ругать, кричать-молчать.
«Назови больше действий» (4+)
Цель. Активизировать глаголы, образовывать различные глагольные формы (инфинитив, третье лицо и т. д.).
Ход игры: Взрослый называет предмет, а ребенок действие с этим предметом.
Например: - Что можно сделать с одеждой? (Выстирать, выгладить, надеть, зашить, запачкать, вычистить.)
- Что можно сказать о самолете, что он делает? (Летит, гудит, взлетает, поднимается, садится.)
- Что можно сказать о дожде? (Идет, моросит, льет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше.)
- Что можно сказать о снеге? (Идет, падает, кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливается, скрипит.)
- Что можно делать с куклой? (Укладывать, кормить, катать, лечить, гулять, танцевать, одевать, наряжать, купать, катать, качать.)
- Что делает собака? (Лает, грызет, виляет хвостом, подпрыгивает, скулит, ходит, бегает, охраняет.)
- Что можно сказать о солнце? (Светит, греет, восходит, заходит, печет, поднимается, опускается, сияет, улыбается, ласкает.) Такую игру можно проводить по разным темам: «Предметы домашнего обихода», «Явление природы», «Времена года», «Животные и птицы» и др.
Чем больше времени родители будут уделять своему ребенку, тем лучше сложатся между ними отношения. Общие интересы сближают семью, создают в ней дружественную атмосферу.
А.К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду» Издательство «Просвещение» 1974
А. Г. Арушанова «Речь и речевое общение детей» Мозаика-Синтез 1999
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат