Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Становление и развитие оперного искусства в Узбекекистане. Работа №37399

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Становление и развитие оперного искусства в Узбекекистане
Работа:

УДК782

РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ОПЕРНОГО ИСКУССТВА В УЗБЕКИСТАНЕ

DEVELOPMENT AND FORMATION OF OPERA ART IN UZBEKISTAN

 

Аннотация. В статье рассмотрены особенности оперного искусства Узбекистана. Дана характеристика становления национальной узбекской оперы, на примере Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои рассмотрена деятельность известных оперных певцов Узбекистана, репертуар данного театра. Уделено внимание развитию таланта молодых оперных певцов.

Ключевые слова: национальная опера, оперное искусство, Узбекистан, оперные певцы, Государственный узбекский музыкальный театр, Государственный академический Большой театр имени Алишера Навои.

Annotation. The article deals with the peculiarities of the opera art of Uzbekistan. The article describes the formation of the national Uzbek opera, the activities of famous opera singers of Uzbekistan, the repertoire of this theater are considered on the example of the State Academic Bolshoi Theater named after Alisher Navoi. Attention is paid to the development of the talent of young opera singers.

Keywords: national opera, opera art, Uzbekistan, opera singers, State Uzbek Musical Theater, Alisher Navoi State Academic Bolshoi Theater.

 

В Узбекистане уделяется особое внимание развитию всех видов искусства, в том числе, национальной оперы. Этому изящному и неповторимому виду искусства с его историей, школой, традициями и путями развития принадлежит важная роль в формировании национальных и общечеловеческих ценностей, создании имиджа в мире [5, с. 76].

Опера является редким и уникальным видом искусства. В ней соединяются вокал и инструментализм, техника и артистизм, пластика и драматическое действие, декорации и спецэффекты. На современном этапе опера стала очень популярной. Она завоевала внимание многих зрителей, – почитателей, любителей и профессионалов.

Зарождение и формирование узбекской оперы явилось неотъемлемой частью социокультурных процессов, происходящих на рубеже ХIХ-ХХ веков. При существовании социальных катаклизмов этого времени, нарастающем освободительным движении произошла активизация национального творчества. Узбекская интеллигенция направила свои усилия на выведение узбекской музыки на театрально-концертную эстраду. Происходит пропаганда ее совершенных образцов, нашедших воплощение в лучших интерпретациях, что было направлено на музыкально-эстетическое воспитание населения. С этой же целью началось освоение европейских жанров музыкального творчества с постепенным приобщением слушателей и к этой культуре. Так возникла идея о создании национальной «оперы» для удовлетворения всех этих требований. И она была востребована передовой мыслью о музыке [2, с. 94].

Особенности развития и становления оперного искусства в Узбекистане можно рассмотреть на примере Государственного узбекского музыкального театра, основанного в ноябре 1929 года на базе творческого коллектива, объединившего множество талантливых артистов. В то время труппа ансамбля состояла из молодых творческих сил, которые впоследствии стали известны как деятели культуры, лауреаты государственных наград [4, с. 193].

Государственный узбекский музыкальный театр в ходе своего исторического развития превратился в сложную структуру, включающую хореографию, вокал, драму и многие другие виды искусства. Каждый театральный сезон инсценировался новыми постановками и их новыми редакциями, а также новыми интерпретациями предыдущих премьер, которые позволили улучшить достижения в искусстве, достичь новых высот. Музыкальный театр не переставал расти, преодолевал трудности и становился все более популярным, становясь площадкой для народа, проводником всех новых прогрессивных и продуктивных направлений в культуре.

Первая узбекская опера – М. Ашрафи и С. Премьера оперы Василенко «Шторм» 11 июня 1939 года стала новой страницей в истории Национального музыкального театра. Постановка этой оперы режиссером Эмилем Юнгвальд-Хилькевичем стала одним из самых ярких событий культурной жизни республики. Главных героев исполнили Карим Зокиров и Михаил Давыдов, роль Бора исполнили Халима Носирова, Шаходат Рагимова, Сора Самандарова и Назира Ахмедова, а роль генерал-губернатора исполнил Мухиддин Кори-Якубов. В том же году композитор Фридрих Таль создал балет «Шахида», поставленный при активной поддержке Мастера Алима Камолова, в котором Мукаррам Тургунбаева сыграла главную роль. С тех пор театр приобрел новый статус и был переименован в Государственный узбекский театр оперы и балета [4, с. 194].

Опера «Лейли и Меджнун» в постановке талантливого режиссера Музаффара Мухамедова в постановке Толибжона Содикова и Рейнгольда Глиэра 17 июля 1940 года продолжила развитие национального оперного искусства и позволила ему укорениться в сердцах широкой публики. Незабываемым событием в музыкальной жизни республики стала постановка оперы Алексея Козловского «Улугбек» в 1942 году.

Интересным опытом и событием в культурной жизни республики постановки опер, исполняемых на узбекском языке в 1944-56 годах, таких, как «Кармен» и «Искатели жемчуга» Ж. Бизе, «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» П. Чайковского, где над незабываемыми сценическими образами работали солисты театра – народные артисты Халим Насыров, Мордухай Давыдов, Карим Закиров, Сара Самандарова, Михаил Давыдов, Саттар Ярашев, Насим Хашимов, Ксения Давыдова. Расцвета в эти годы достигло и замечательное мастерство ведущих солистов – Народных артистов Георгия Израэльяна, Ивана Есипова, Андрея Бойко, Анатолия Овчинникова, заслуженных артистов – Любови Александровой, Эмилии Мартишевской и многих других [1].

В марте 1948 года театру было присвоено имя великого узбекского поэта Алишера Навои. В 1950-е годы театральный репертуар пополнился новыми оперными постановками отечественного и мирового классического искусства. Как этапы истории узбекской музыкальной культуры, на сцене театра одно за другим появлялись новые национальные спектакли. Это опера «Зайнаб и Омон» Б. Зейдмана, Т. Садыкова, Ю. Раджаби, Д. Закирова, балеты «Мечта» И. Акбарова, «Ойниса» Д. Закирова, Б. Гиенко, новая редакция оперы «Улугбек» А. Козловского. Особо надо отметить оперы «Дилором» М. Ашрафи (5 февраля 1958 года) и комическую оперу «Проделки Майсары» С. Юдакова (9 января 1959 года) по сей день занимающие достойное место в репертуаре театра и являющиеся жемчужинами узбекской оперной музыки [1].

За большие достижения в развитии музыки и исполнительского искусства Государственному театру оперы и балета им. Навои присвоено звание «Академик» в 1959 году и «Старший» в 1966 году. С тех пор театр успешно оправдал свое высокое имя – Государственный академический Большой театр имени Алишера Навои [4, с. 195].

В последующие годы возросла роль режиссуры и сценографии в постановке произведений в театре, увеличилось разнообразие форм драматургии, появились интересные исследования в области современных тем.

В Государственном академическом Большом значительное внимание уделяется обучению молодых оперных певцов. Окончив Государственную консерваторию Узбекистана, вокалист участвует в прослушивании, при успешном прохождении которого он становится участником стажерской группы, занимающейся практической работой. Молодому стажеру-вокалисту подбирается репертуар для раскрытия его способностей и приобретения вокального и актерского опыта. После каждой роли он становится гибким, как в техническом, так и в артистическом плане [3, с. 76].

Это очень важно, поскольку он знакомится с акустикой, с действиями на сцене, со звучанием собственного голоса. На первоначальном этапе, как правило, молодым исполнителям даются второстепенные, не главные роли, для привыкания к сцене, коллективу, оркестру, к масштабности действий, которые включает в себя опера. В течение двух лет стажеру-вокалисту дается возможность исполнение нескольких ролей для раскрытия разносторонности его таланта. Отличается разнообразием и репертуар для молодых исполнителей – от узбекской национальной оперы до европейской. Для данного репертуара характерной является сложность, как техники исполнения, так и актерского мастерства. Здесь происходит выражение всего потенциала певца, его многогранности и многозвучности. Выявляются черты, необходимые для того, чтобы было продолжено дальнейшее обучения, переход на новый уровень.

После того, как заканчивается период стажировки, происходит формирование путем отбора молодежной оперной труппу, где стажер выступает в роли молодого солиста, которому доверяется исполнение главных ведущих партий. Это является начальной ступенькой его вокальной карьеры. К солисту предъявляются требования профессионализма, дисциплины, терпеливости, заинтересованности, выносливости и, самое главное, таланта, необходимого для преодоления самых больших, невероятных сложностей. Талант не отделим от оперного искусства.

Для творчества особое значение принадлежит собственной индивидуальности, которая будет и далее совершенствоваться. Артисту необходимо наличие внутреннего стержня для дальнейшей творческой самореализации.

В заключение следует отметить, что оперу следует признать таким видом искусства, в котором соединяются чувства, эмоции, взаимопонимание и духовное обогащение людей. В результате воздействия оперного искусства происходит открытие нового потока жизненной энергии и стремлений. Для любителей оперы это является отдыхом, расслаблением, а для профессионалов, музыкантов, музыкальных деятелей – движущей силой открытия новых познаний и направлений. Как показал опыт Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои, опера относится к наиболее востребованным и динамично развивающимся видам искусства.

 

 

Список литературы

История театра [Электронный ресурс]. URL: http://gabt.uz› (дата обращения: 18.05.2021).

Касымходжаева

С.Б. Опера и современность на примере композиторского творчества Узбекистана. 2020. № 3 (48). С. 94-97.

Нестерова А.С. Некоторые аспекты подготовки молодых кадров в рамках вокально-педагогического образования в республике Узбекистан // Проблемы современной науки и образования. 2020. № 10 (155). С. 75-78.

Хошимова

Д. Музыкальный театр – наше богатое духовное наследие // Современная нау

ка: проблемы, идеи, инновации: материалы II м

еждународной на

учно-практической конференции / п

од

общ.ред

. Е.А.Назарова. Казань, 2020. С. 193-198.

Шарипова

А.,

Гунова

Н. О некоторых вопросах развития современной узбекской оперы и балета // Гражданское общество. 2019. Т. 16. № 2 (58). С. 76-79.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Мкртчян Елена Олеговна

Преподаватель сольного пения, факультет музыкального искусства

Джизакский Государственный Педагогический Институт им. А.Кадыри

Узбекистан г. Джизак

 

 

 

 

РАЗВИТИЕ И СТАНВЛЕНИЕ ОПЕРНОГО ИСКУССТВА В УЗБЕКИСТАНЕ

 

 

 

 

 

 

Author: Mkrtchyan Helena Olegovna

Solo Singing Teacher

Jizzakh State Pedagogical Institute named after A.Kadiri

Uzbekistan, Jizzakh

 

 

DEVELOPMENT AND FORMATION OF OPERA ART IN UZBEKISTAN

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×