Проскурина С.В.
Бажина С.Н.
Третьякова Л.Ю.
ГБПОУ РХ ЧМТТ
Мастера производственного обучения
Г. Черногорск
Статья посвящена внедрению целевой модели наставничества в системе СПО. Обоснована актуальность и востребованность наставничества.
Ключевые слова: наставничество, мотивация, целевая модель, адаптация, компетенция
«Наставничество как фактор становления компетентного профессионала»
Понятие наставничество уходит корнями в греческую мифологию. Наставником Телемаха, сына Одиссея, был Ментор, мудрый советник, пользовавшийся всеобщим доверием. Великие педагоги Я. А. Каменский, А.С. Макаренко , П.Л.Блонский, Л.С.Луначарский сами были замечательными наставниками в воспитании и становлении подрастающего поколения.
В настоящее время в стране изменилось отношение к наставничеству, так как времена перестройки разрушили систему наставничества, что негативно отразилось на кадровой политике страны.
Под наставничеством понимается способность специалиста передать ученикам свой лучший опыт и душевные качества.
Основными категориями процесса наставничества являются развитие как процесс становления личности будущего специалиста в производственной деятельности под влиянием внутренних и внешних, социальных и биологических факторов; воспитание как процесс формирования человека интеллектуального, духовного и физически развитого, его подготовка к активной жизни, в том числе трудовой; профессиональная навигация как процесс гармоничного вхождения человека в трудовой коллектив, организацию, производство. В качестве особенности деятельности наставников сегодня стоит рассматривать не только включение в профессиональную деятельность выполнение определенного круга должностных обязанностей, но и принятие корпоративной культуры конкретной организации. Таким образом, институт наставничества сегодня играет и существенную роль в адаптационных процессах.
В обосновании понятия «наставничество» часто присутствуют такие категории, как «поддержка», «руководство», «содействие».
К преимуществам метода наставничества можно отнести следующее:
обучение сотрудников, обучающихся непосредственно на рабочем месте;
персональный подход, в наибольшей степени позволяющий учитывать личностные особенности подопечного;
упрощение и ускорение процесса адаптации к условиям профессиональной деятельности;
ускоренной распространения корпоративной культуры и корпоративных ценностей среди обучаемых сотрудников, обучающихся, повышение удовлетворенности работой;
снижение текучести кадров;
повышение мотивации обучаемых сотрудников и обучающихся;
улучшение межличностного и профессионального взаимодействия педагогов, обучающихся.
Проблемными точками наставничества являются снижение рабочей эффективности сотрудника, принявшего роль наставника, увеличение его общей нагрузки, недостаточность опыта педагогического взаимодействия и, как следствие, неструктурированная подача информации, отсутствие педагогических алгоритмов обучения.
В современных условиях работы одной из основных задач техникума принято считать интеллектуальное развитие обучающихся: необходимо научить их самостоятельно ставить вопросы, находить на них ответы, обобщать и систематизировать полученные знания. Однако при развитии интеллектуальных способностей обучающихся нельзя не учитывать их творческий потенциал. Проблема развития творческих навыков сегодня стоит довольно остро: при относительно неплохой теоретической подготовке наблюдается отсутствие умения применить полученные знания для решения практических и, самое главное, творческих задач, которые требуют нестандартного подхода. Особое внимание при развитии творческих навыков необходимо, на наш взгляд, уделить одаренным обучающимся с высокой мотивацией к обучению.
В 2020 году на базе Черногорского механико-технологического техникума начала свою работу инновационная площадка наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся.
Целевая модель наставничества ГБПОУ РХ ЧМТТ, осуществляющего образовательную деятельность разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" и "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности.
Для реализации целевой модели наставничества была разработана программа наставничества и поставлены задачи:
Разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели.
Разработка и реализация программ наставничества.
Реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение (осуществляется куратором программы организации) и
контроль за
деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества.
Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества.
Осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества.
Проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества в техникуме.
Формирования баз данных программ наставничества и лучших практик.
Обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования.
Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества:
Измеримое улучшение показателей, обучающихся в образовательной, культурной, спортивной
сферах
и сфере дополнительного образования.
Улучшение психологического климата в техникуме как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства.
Плавный «вход» молодого педагога и специалиста в целом в профессию, построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе
взаимообогащающих
отношений начинающих и опытных специалистов.
Адаптация педагога в новом педагогическом коллективе.
Измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов и сотрудников техникума, связанное с развитием гибких навыков и
метакомпетенций
.
Рост мотивации к учебе и саморазвитию
обучающихся
.
Снижение показателей неуспеваемости обучающихся.
Практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий.
Рост информированности о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностях.
Повышение уровня сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров.
Снижение конфликтности и развитие коммуникативных навыков, для горизонтального и вертикального социального движения.
Увеличение доли обучающихся, участвующих в программах развития талантливых обучающихся.
Снижение проблем адаптации в (новом) учебном коллективе: психологические, организационные и социальные.
В
ключение в систему наставнических отношений детей с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время в техникуме сформированы базы наставляемых:
из числа обучающихся:
проявивших выдающиеся способности;
демонстрирующих неудовлетворительные образовательные результаты;
с ограниченными возможностями здоровья;
попавших в трудную жизненную ситуацию;
имеющих проблемы с поведением;
не принимающих участие в жизни техникума, отстраненных от коллектива
из числа педагогов:
молодых специалистов;
находящихся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;
находящихся в процессе адаптации на новом месте работы;
желающими овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями;
из числа:
обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах;
педагогов и специалистов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы.
Перед разработкой программ было проведено анкетирование о готовности стать наставниками и наставляемыми психологом техникума.
Преподавателями и мастерами производственного обучения разработаны индивидуальные программы наставничества, тетради наставника.
Тетрадь наставника содержит:
Раздел № 1 Я – наставник
Раздел № 2 Работа наставника с наставляемыми
Раздел № 3 Шаги сотрудничества с родителями
Раздел № 4 Итоги
Первые шаги реализации программы принесли своирезультаты:обучающиеся принимают участие в научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах с работодателями, чемпионатах WorldSkillsRussia в Республике Хакасия, творческих конкурсах.
В техникуме разработан механизм мотивации и поощрения наставников
Мероприятия по популяризации роли наставника.
Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на уровне техникума.
Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Проведение внутритехникумовского конкурса профессионального мастерства "Наставник года", «Лучшая пара», "Наставник+";
Создание на официальном сайте техникума методической копилки с программами наставничества.
Награждение грамотами "Лучший наставник"
Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся.
В статье использованы материалы программы целевой модели наставничества Черногорского механико-технологического техникума.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат