ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
Горобцова Н.В., МБДОУ
комбинированного вида
д\с №44 г. Ставрополь
Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке, у него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. Основными чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности. Ключевые слова: одаренность, дошкольный возраст. Выявление одаренных детей в дошкольном возрасте – процесс, связанный с анализом развития ребенка. Результативное опознавание одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо обратить внимание на постепенный, поэтапный метод одаренных детей в процессе их обучения. Американский исследователь Дж. Рензулли считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень); креативности; настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Кого же считают одаренными. Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одаренными:
1. Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность).
2. Дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность).
3. Дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности. (юные музыкант, художники, математики, шахматисты). Эту категорию чаще называют талантливыми.
4. Дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность). Проблема выявления одаренных детей имеет конкретно выраженный нравственный подход. Учитывая, что детская одаренность не гарантирует талант взрослого человека, так как далеко не каждый талантливый взрослый проявлял себя в детстве как одаренный ребенок можно сформулировать критерии выявления одаренных детей. При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:
1) использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать развивающие влияния;
2) систематический характер оценивания различных сторон поведения и работы детей даст возможность использовать различные источники данных и охватить более обширный спектр его возможностей;
3) анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в наибольшей степени отвечают за его предрасположенности и увлечения; 4) подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности: специальные психодиагностические тренинги; различные варианты метода наблюдения за детьми; экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями; экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами; проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности. проведение «пробных» занятий по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия. С учетом вышесказанного можно сделать следующие заключения. Ход установления одаренности нельзя строить на единой оценке. Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности. Признание роли социальных условий, в которых развивается ребенок, требует создания специализированных методов выявления одаренности с учетом целого ряда факторов: экономических, культурных, национально-этнических, семейных, в том числе физического здоровья ребенка и особенностей его социализации. При этом следует иметь в виду, что критерии одаренности не могут быть раз и навсегда зафиксированными.
Список литературы
1. Богоявленская М. Проблемы одаренного ребенка // Обруч. – 2005.
2. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе. – М., 2000.
3. Принципы и методы выявления одаренных детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psylist.net/praktikum/00209.htm
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат