Дата публикации:
17.06.2021
Автор:
Исакова Татьяна Михайловна
Название работы:
Эстетическое воспитание младших школьников как важнейший элемент целостной системы формирования личности
Работа:
Исакова Т.М.
МБОУ СОШ №42 г. Белгорода
Эстетическое воспитание младших школьников как важнейший элемент целостной системы формирования личности
В период перестройки нашего общества вопросы эстетического воспитания приобрели особую важность и значимость, так как формирование мировоззрения подрастающего поколения во многом определяется тем, какие его эстетические идеалы.
Сейчас проблема развития эстетических качеств личности так же актуальна. Ведь можно иметь безукоризненный слух и не слышать музыку Бетховена, иметь острое зрение и не видеть шедевра изобразительного искусства или красоту родной природы. Воспитание, по словам К. Маркса, призвано очеловечить чувства человека. Он подчеркивал, что только музыка пробуждает музыкальное чувство человека. Сказанное относится ко всем эстетическим способностям(1).
Поэтому эстетическое образование должно способствовать развитию художественных интересов и потребностей нового общения с искусством.
Эстетическое воспитание будет полноценно, при условии, что учащийся ориентируется на подлинные духовные и эстетические ценности, созданные человеком.
Современная массовая культура создает такой мощный пласт псевдоискусства, псевдоценностей, что уберечься от их влияний очень трудно. Здесь начинается увлечение теми кумирами момента, которым удалось выдвинуться на сцену того или иного вида искусства, причем превращаются в жизненные идеалы, не только они сами как деятели, но идеальными в представлениях молодежи становятся и их произведения(2,3). Таким образом, происходит подмена подлинного искусства, его место занимает тот слой культуры, который отнюдь не обогащен прогрессивными и гуманистическими идеями. Вред ложного идеала не только в самой извращенности представления о подлинной значимости художественного произведения, но в первую очередь в том, что он превращается в мерило, критерий оценки жизни, духовных и нравственных ценностей общества.
В каждой общеобразовательной школе эстетическое воспитание рассматривается сегодня как важнейший элемент целостной системы формирования личности. Передовые педагоги понимают его как совокупность разнообразных средств и методов, пробуждающих и развивающих в школьнике эстетическое отношение к жизни, к литературе и искусству, способность предъявлять к ним высокие требования, оценивать художественные произведения объективно.
Эстетическому воспитанию способствует не только целенаправленное и последовательное педагогическое управление, организация объективных условий воздействий на учащихся, но и эмоционально-оценочное отношение субъекта к внешнему миру, его способность восприятия прекрасного в природе, обществе и искусстве. Следовательно, и методические рекомендации должны разрабатываться с учетом объективных и субъективных условий процесса воспитания.
Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности?
Анализируя литературу, мы сделали вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания. Познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания.
Таким образом, можно предложить план внеклассных мероприятий по следующим разделам: Художественная литература как форма общественного сознания, Музыка, Изобразительное искусство, Природа,Театр, Кино.
В руководимой педагогами разнообразной эстетической деятельности учащихся применяется комплекс художественно-эстетических средств. Основными из них являются: познание, труд, игра, общение, природа, искусство, литература, бытовая обстановка. Эти средства органически входят в систему эстетического воспитания. Таким образом, предусматриваются различные формы внеклассной работы, такие как выставки, экскурсии, праздники, устный журнал, живая газета, классный час, беседа, кружки и студии по литературе, изобразительному искусству, коллективы художественной самодеятельности.
Эстетическое воспитание является важным фактором не только в обучении, но и в жизни. Существенная особенность его состоит в том, что оно призвано формировать не только умения верно воспринимать красоту жизни и искусства, а активную нетерпимость ко всему безобразному, потребность и умение создавать прекрасное, преобразовывать жизнь по законам красоты.
Следовательно, решается задача формирования эстетической ориентации человека в действительности и одновременно развития его эстетических и творческих способностей.
Список используемой литературы
Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М.: Просвещение, 1999г. - 255с.
Киященко Н.И. Эстетическая культура и эстетическое воспитание / под ред. Киященко Н.И., Лейзерова Н.Л.. Коган М. С. и др. - М.: Просвещение, 2000г. - 244с.
Эстетическая деятельность и эстетическое сознание [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.libsib.ru (дата обращения:12.03.2016).
Скачать работу
МБОУ СОШ №42 г. Белгорода
Эстетическое воспитание младших школьников как важнейший элемент целостной системы формирования личности
В период перестройки нашего общества вопросы эстетического воспитания приобрели особую важность и значимость, так как формирование мировоззрения подрастающего поколения во многом определяется тем, какие его эстетические идеалы.
Сейчас проблема развития эстетических качеств личности так же актуальна. Ведь можно иметь безукоризненный слух и не слышать музыку Бетховена, иметь острое зрение и не видеть шедевра изобразительного искусства или красоту родной природы. Воспитание, по словам К. Маркса, призвано очеловечить чувства человека. Он подчеркивал, что только музыка пробуждает музыкальное чувство человека. Сказанное относится ко всем эстетическим способностям(1).
Поэтому эстетическое образование должно способствовать развитию художественных интересов и потребностей нового общения с искусством.
Эстетическое воспитание будет полноценно, при условии, что учащийся ориентируется на подлинные духовные и эстетические ценности, созданные человеком.
Современная массовая культура создает такой мощный пласт псевдоискусства, псевдоценностей, что уберечься от их влияний очень трудно. Здесь начинается увлечение теми кумирами момента, которым удалось выдвинуться на сцену того или иного вида искусства, причем превращаются в жизненные идеалы, не только они сами как деятели, но идеальными в представлениях молодежи становятся и их произведения(2,3). Таким образом, происходит подмена подлинного искусства, его место занимает тот слой культуры, который отнюдь не обогащен прогрессивными и гуманистическими идеями. Вред ложного идеала не только в самой извращенности представления о подлинной значимости художественного произведения, но в первую очередь в том, что он превращается в мерило, критерий оценки жизни, духовных и нравственных ценностей общества.
В каждой общеобразовательной школе эстетическое воспитание рассматривается сегодня как важнейший элемент целостной системы формирования личности. Передовые педагоги понимают его как совокупность разнообразных средств и методов, пробуждающих и развивающих в школьнике эстетическое отношение к жизни, к литературе и искусству, способность предъявлять к ним высокие требования, оценивать художественные произведения объективно.
Эстетическому воспитанию способствует не только целенаправленное и последовательное педагогическое управление, организация объективных условий воздействий на учащихся, но и эмоционально-оценочное отношение субъекта к внешнему миру, его способность восприятия прекрасного в природе, обществе и искусстве. Следовательно, и методические рекомендации должны разрабатываться с учетом объективных и субъективных условий процесса воспитания.
Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности?
Анализируя литературу, мы сделали вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания. Познавательный интерес к искусству у младших школьников довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания.
Таким образом, можно предложить план внеклассных мероприятий по следующим разделам: Художественная литература как форма общественного сознания, Музыка, Изобразительное искусство, Природа,Театр, Кино.
В руководимой педагогами разнообразной эстетической деятельности учащихся применяется комплекс художественно-эстетических средств. Основными из них являются: познание, труд, игра, общение, природа, искусство, литература, бытовая обстановка. Эти средства органически входят в систему эстетического воспитания. Таким образом, предусматриваются различные формы внеклассной работы, такие как выставки, экскурсии, праздники, устный журнал, живая газета, классный час, беседа, кружки и студии по литературе, изобразительному искусству, коллективы художественной самодеятельности.
Эстетическое воспитание является важным фактором не только в обучении, но и в жизни. Существенная особенность его состоит в том, что оно призвано формировать не только умения верно воспринимать красоту жизни и искусства, а активную нетерпимость ко всему безобразному, потребность и умение создавать прекрасное, преобразовывать жизнь по законам красоты.
Следовательно, решается задача формирования эстетической ориентации человека в действительности и одновременно развития его эстетических и творческих способностей.
Список используемой литературы
Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М.: Просвещение, 1999г. - 255с.
Киященко Н.И. Эстетическая культура и эстетическое воспитание / под ред. Киященко Н.И., Лейзерова Н.Л.. Коган М. С. и др. - М.: Просвещение, 2000г. - 244с.
Эстетическая деятельность и эстетическое сознание [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.libsib.ru (дата обращения:12.03.2016).
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств