А.А.Коняева,
г.Пермь
«Мотивация» в дополнительном образовании в период дистанционного обучения
Интерес, увлеченность в дополнительном музыкальном образовании напрямую связана с мотивацией ребенка, которая в XXI веке вышла на первое место в ряду ключевых факторов успеха в образовании и развитии.
Если сформулировать простыми словами, мотивация- это процесс и результат побуждения человека к деятельности, а мотив- предмет или явление, которые заставляют человека действовать.1
Понятие мотивации остро стало проявляться в период дистанционного обучения, в период пандемии, которая началась 19 марта 2020г, когда общеобразовательные учреждения организовали учебный процесс в дистанционном формате с помощью онлайн-платформ.
Одним из важнейших факторов успешного дистанционного обучения является правильная мотивация ученика. Большую часть времени онлайн-ученик проводит в самостоятельном освоении материала. Для этого необходимы концентрация внимания, настойчивость, желание учиться. В дистанционном обучении многие виды традиционной мотивации работают не так эффективно, как в традиционной музыкальной школе. Но некоторые, наоборот, приобретают особое значение. Вот на них и следует опираться родителям и педагогам.
Что в дистанционном обучении мотивирует ребенка в учебе: хорошие оценки, успех, поощрение родителей и педагогов, страх, прогнозы на будущий успех.
Если мотивы первоклассников общеобразовательной школы в начале их обучения достаточно хорошо изучены и подразделяются на социальные, игровые и учебные, то мотивация обучающихся в сфере дополнительного музыкального образования в дистанционном формате требует постоянного исследования.
В процессе дистанционного обучения ребёнком управляют внешние и внутренние мотивы, при этом лишь внутренние мотивам относиться к содержанию самой деятельности, тогда как внешние мотивы являются внешними побуждающими факторами. К внешним мотивам можно отнести: хорошее отношение с преподавателями, оценки, похвала, успехи в музыкальных конкурсах, дипломы. К внутренним мотивам: интерес к музыке, увлеченность определенной музыкой, учебным предметом, любовь к музыке, потребность к музицированию, радость от процесса занятия музыкой.
В дистанционном обучении есть свои нюансы. Ребенок не может сравнить свои достижения с успехами других детей. Он будто заперт в собственном онлайн-пространстве. Единственным критерием его успешности является результат оценивания учителем. Но ребенку важна так же и более развернутая характеристика его ответа. Нужно, чтобы ученик получал качественную обратную связь. Это дополнительно стимулирует его.
Значительное влияние на развитие мотивации обучения могут оказывать родители. Для формирования положительной мотивации родителям можно опираться на следующие советы педагогов:
• интересоваться делами, учебой ребенка; устраивая дома концерт из выученных пьес, или сделать выставку работ, написанных к уроку.
• помогать при выполнении домашних заданий в форме совета ( зачастую знание сольфеджио имеется далеко не у каждого родителя), не подавлять самостоятельность и инициативность;
• объяснять ребенку, что его неудачи в учебе – это недостаток приложенных усилий (что-то не доучил, не доработал);
• чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.
Таким образом, можно сделать вывод из выше сказанного, в дистанционном обучении роль ученика огромна. Можно сказать, она доминирует над ролью взрослого, который может контролировать, заставлять, стимулировать, но это никогда не будет иметь эффекта, если сам ребенок не разовьет свою внутреннюю когнитивную мотивацию к обучению. Задача взрослого – помочь ему это сделать.
Художественное образование. Сборник материалов. статья Н.В.Морозова, «Интерес, увлеченность, со-творчество- три кита успешности дополнительного музыкального образования», -Пермь, ПГИК, 2018.-156 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат