Дата публикации:
04.07.2021
Автор:
Данилова Мария Игоревна (Абрамова Людмила Александровна)
Название работы:
"Этика поведения преподавателя"
Работа:
Данилова Мария Игоревна
E-mall: danilovami@sst26.ru
Абрамова Людмила Александровна,
E-mall: ABRAMOVALA@sst26.ru
преподаватели информатики
ГБПОУ Ставропольский строительный техникум, г. Ставрополь
ЭТИКА ПОВЕДЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Педагогическая этика – это профессиональная особенность поведения педагога в его взаимоотношениях с коллегами, обучающимися, их родителями, другими преподавателями, с социумом. Педагогическая этика определяет нормы целесообразного поведения преподавателя и строится на законах общей этики, которая определяет нормы и правила поведения людей в обществе, но в то же время учитывает особенности профессии, специфические условия связей, отношений, зависимостей педагога и тех, с кем он по роду своей профессиональной работы должен сталкиваться [2].
Отношения, которые возникают у педагога с обучающимися, их родителями, коллегами, с дирекцией учебного заведения, разнообразны по содержанию, формам и уровням этих отношений. Поэтому очевидно, что необходимо нечто, регулирующее эти отношения. И вот появляется свод требований, норм и правил, которым педагог обязан строго соответствовать, следовать и которые он должен выполнять. Так и появляется педагогическая этика в которой собраны требования, нормы и правила поведения учителя [1].
Каждый учитель имеет свои методы и способы взаимодействия с детьми. И каждый учитель имеет свою методику преподавания. Нередко случается так, что дети не любят какой-либо предмет из-за того что сильно боятся учителя.
В 1993 проведено экспериментальное обследование 5 тысяч обучающихся школ Хабаровского края, Свердловской области, Екатеринбурга с точки зрения реализации прав ребенка, подобные исследования проводились и в 2006 – 2009 гг. (Московская область).
Виды насилия:
физическое оскорбление – в наибольшей степени ему подвергаются обучающиеся младших классов (22%), (5–6 классы – 5%). Это удар указкой, линейкой, книгой и др.
предметами, словесное оскорбление – в большей степени используется по отношению к обучающимся 5–6 классы (56%), (начальная школа – 42%; 7–8 классы – 30 %). Взрослый намеренно, сознательно пытается обидеть ученика, вызвать у него чувство психического дискомфорта при помощи грубых слов и выражений.
публичное унижение – оскорбление при свидетелях (класс, друзья, др. учителя, родители). В большей степени подвергаются обучающиеся младших классов (70%), 5–6 классы – 15%, 10-11 классы – 0,5 %.
коллективное осуждение с унижением достоинства, могут вовлекаться и родители (начальная школа – 60 %, 5–7 классы – 40 %).
шантаж. Лидируют по данному показателю обучающиеся 7–9 классы – 70%, 10–11 классы – 40 %, наказание трудом – наиболее завуалированная форма. Начальная школа – 92 %, 5–9 классы – 82%, 10–11 классы – 15 %.
Таким образом, в большей степени подвергаются различным видам унижения обучающиеся начальной школы, в более выгодном положении находятся старшеклассники, но и тут не все благополучно [4].
В социальной сети ВКонтакте был проведен анонимный опрос, в котором приняло участие 6480 человек. Участниками голосования был задан такой вопрос: Какое качество по вашему мнению преобладает чаще всего у учителя?, и ответы: грубость, равнодушие к ученикам, деление учеников на любимчиков и остальных учеников, доброта, юмор, строгость, взаимопонимание, недопонимание. В результате исследования было выявлено, что многие учителя разделяют всех учеников на две категории. К первой относятся любимчики, а ко второй все остальные ученики. Так считает 2700 опрошенных. Так же мы можем видеть, что у современных учителей преобладает строгость (так считают 670 человек). И еще следует отметить, те качества, у которых количество голосов превышает 400 человек. А именно это: равнодушие (585 чел) и недопонимание (619 чел.). Все результаты опроса приведены в диаграмме. Нельзя не отметить, что данный опрос выявил, что есть учителя с преобладающим чувством юмора, доброты и взаимопонимания. Но, к сожалению их не так много как хотелось бы.
Следующий вопрос, который был так же в анонимной форме голосования, звучал так: Какими качествами обладал учитель, к которому вы боялись ходить на урок?. Казалось бы вопрос очень похож на предыдущий, но всё-таки не совсем. Зачастую дети не любят какие-то предметы (например, математику или физику) не потому что они сложные, а потому что они боятся учителей, которые преподают эти предметы. По результатам опроса, в котором приняло участие 4664 человек, можно понять, что в большинстве случаев учителя излишне требуют от своего предмета и считают его самым важным (так считают 1612 чел.), второе место заняла злость учителей (1264 чел), а третье место – строгость (848чел.).
В результате всех исследований, а именно изучения документов, разных статистических данных, просмотра видео с нарушениями прав школьников, проведения опроса можно сделать вывод, что на данный момент мы имеет не утешительные результаты. В большинстве случаев учителя нарушают этику поведения. В основном это деление учеников на две категории: любимчиков и обычных учеников, что, скорее всего, отразится на успеваемости, как и первых, так и вторых. Только у первых оценки будут лучше, а ко вторым будет направлено предвзятое мнение. Так же это чрезмерная строгость и требовательность, грубость и равнодушие к ученикам. Учителя, похоже, забывают, что именно они формируют личность и душу подрастающего поколения. Они очень часто используют довольно таки жесткие меры наказания, такие как физическое насилие, которое очень отрицательно сказывается на психике ребенка, которая только начинает формироваться.
На учителя возлагается очень многое и казалось бы невыполнимое. Дети сейчас разные и по-разному воспринимают действительность, и по этому учителю необходимо искать подходы к детям и уметь их заинтересовывать в учебе. Конечно, ни в каком учебнике Вы не найдете и не прочитаете как это сделать, так как не все вещи можно описать в книгах. Искать подход к детям каждый учитель должен по своему, так как он считает правильным.
Использование физического или психологического насилия ни в коем случае не должно быть использовано в качестве наказания. Физическое оскорбление, публичное унижение, наказание трудом, оскорбление, а уж тем более шантаж – это должно быть недопустимо. А ведь многие учителя используют эти методы в качестве усиления дисциплины.
Преподаватель не застрахован от ошибок, оговорок, неправильных поступков. Он должен уметь их исправлять, признавать ошибки, извиняться за
проступки. Это не роняет его авторитета, а, наоборот, убеждает обучающихся в высоких нравственных качествах их наставника. Для преподавателя важно уметь воздержаться от сообщения сомнительных, непроверенных сведений, по крайней мере, в категорической форме [3].
Поэтому педагогу необходимо быть добрым, отзывчивым, тактичным и т.д., ведь именно он формирует духовно-нравственные ценности детей.
Список литературы
Белухин Д. А. Педагогическая этика: желаемое и действительное. / Анализ сущности и содержания общепринятых понятий педагогической этики. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2007. – 128 с. – С.11
Иванова, Т. Е. Профессиональная педагогическая этика современного преподавателя / Т. Е. Иванова // Актуальные вопросы технологического образования в образовательных учреждениях Московской области : Cборник материалов VI региональной научно-практической конференции, Москва, 27 октября 2017 года / Ответственный редактор М.Г. Корецкий. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью Диона, 2018. – С. 33-35.
Махринова, М. В. Педагогическая этика: основные принципы деятельности / М. В. Махринова, М. Г. Егорушина, Н. Б. Хусаинова // Гуманитарные и социальные науки. – 2021. – № 2. – С. 214-225. – DOI 10.18522/2070-1403-2021-85-2-214-225.
Социологические исследования (Шнекендорф З. К., 1997 г.), проведенные в разных регионах страны, а также современные исследования (Калабихин И. Е, 2006 – 2009 гг., Московская область).
Скачать работу
E-mall: danilovami@sst26.ru
Абрамова Людмила Александровна,
E-mall: ABRAMOVALA@sst26.ru
преподаватели информатики
ГБПОУ Ставропольский строительный техникум, г. Ставрополь
ЭТИКА ПОВЕДЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Педагогическая этика – это профессиональная особенность поведения педагога в его взаимоотношениях с коллегами, обучающимися, их родителями, другими преподавателями, с социумом. Педагогическая этика определяет нормы целесообразного поведения преподавателя и строится на законах общей этики, которая определяет нормы и правила поведения людей в обществе, но в то же время учитывает особенности профессии, специфические условия связей, отношений, зависимостей педагога и тех, с кем он по роду своей профессиональной работы должен сталкиваться [2].
Отношения, которые возникают у педагога с обучающимися, их родителями, коллегами, с дирекцией учебного заведения, разнообразны по содержанию, формам и уровням этих отношений. Поэтому очевидно, что необходимо нечто, регулирующее эти отношения. И вот появляется свод требований, норм и правил, которым педагог обязан строго соответствовать, следовать и которые он должен выполнять. Так и появляется педагогическая этика в которой собраны требования, нормы и правила поведения учителя [1].
Каждый учитель имеет свои методы и способы взаимодействия с детьми. И каждый учитель имеет свою методику преподавания. Нередко случается так, что дети не любят какой-либо предмет из-за того что сильно боятся учителя.
В 1993 проведено экспериментальное обследование 5 тысяч обучающихся школ Хабаровского края, Свердловской области, Екатеринбурга с точки зрения реализации прав ребенка, подобные исследования проводились и в 2006 – 2009 гг. (Московская область).
Виды насилия:
физическое оскорбление – в наибольшей степени ему подвергаются обучающиеся младших классов (22%), (5–6 классы – 5%). Это удар указкой, линейкой, книгой и др.
предметами, словесное оскорбление – в большей степени используется по отношению к обучающимся 5–6 классы (56%), (начальная школа – 42%; 7–8 классы – 30 %). Взрослый намеренно, сознательно пытается обидеть ученика, вызвать у него чувство психического дискомфорта при помощи грубых слов и выражений.
публичное унижение – оскорбление при свидетелях (класс, друзья, др. учителя, родители). В большей степени подвергаются обучающиеся младших классов (70%), 5–6 классы – 15%, 10-11 классы – 0,5 %.
коллективное осуждение с унижением достоинства, могут вовлекаться и родители (начальная школа – 60 %, 5–7 классы – 40 %).
шантаж. Лидируют по данному показателю обучающиеся 7–9 классы – 70%, 10–11 классы – 40 %, наказание трудом – наиболее завуалированная форма. Начальная школа – 92 %, 5–9 классы – 82%, 10–11 классы – 15 %.
Таким образом, в большей степени подвергаются различным видам унижения обучающиеся начальной школы, в более выгодном положении находятся старшеклассники, но и тут не все благополучно [4].
В социальной сети ВКонтакте был проведен анонимный опрос, в котором приняло участие 6480 человек. Участниками голосования был задан такой вопрос: Какое качество по вашему мнению преобладает чаще всего у учителя?, и ответы: грубость, равнодушие к ученикам, деление учеников на любимчиков и остальных учеников, доброта, юмор, строгость, взаимопонимание, недопонимание. В результате исследования было выявлено, что многие учителя разделяют всех учеников на две категории. К первой относятся любимчики, а ко второй все остальные ученики. Так считает 2700 опрошенных. Так же мы можем видеть, что у современных учителей преобладает строгость (так считают 670 человек). И еще следует отметить, те качества, у которых количество голосов превышает 400 человек. А именно это: равнодушие (585 чел) и недопонимание (619 чел.). Все результаты опроса приведены в диаграмме. Нельзя не отметить, что данный опрос выявил, что есть учителя с преобладающим чувством юмора, доброты и взаимопонимания. Но, к сожалению их не так много как хотелось бы.
Следующий вопрос, который был так же в анонимной форме голосования, звучал так: Какими качествами обладал учитель, к которому вы боялись ходить на урок?. Казалось бы вопрос очень похож на предыдущий, но всё-таки не совсем. Зачастую дети не любят какие-то предметы (например, математику или физику) не потому что они сложные, а потому что они боятся учителей, которые преподают эти предметы. По результатам опроса, в котором приняло участие 4664 человек, можно понять, что в большинстве случаев учителя излишне требуют от своего предмета и считают его самым важным (так считают 1612 чел.), второе место заняла злость учителей (1264 чел), а третье место – строгость (848чел.).
В результате всех исследований, а именно изучения документов, разных статистических данных, просмотра видео с нарушениями прав школьников, проведения опроса можно сделать вывод, что на данный момент мы имеет не утешительные результаты. В большинстве случаев учителя нарушают этику поведения. В основном это деление учеников на две категории: любимчиков и обычных учеников, что, скорее всего, отразится на успеваемости, как и первых, так и вторых. Только у первых оценки будут лучше, а ко вторым будет направлено предвзятое мнение. Так же это чрезмерная строгость и требовательность, грубость и равнодушие к ученикам. Учителя, похоже, забывают, что именно они формируют личность и душу подрастающего поколения. Они очень часто используют довольно таки жесткие меры наказания, такие как физическое насилие, которое очень отрицательно сказывается на психике ребенка, которая только начинает формироваться.
На учителя возлагается очень многое и казалось бы невыполнимое. Дети сейчас разные и по-разному воспринимают действительность, и по этому учителю необходимо искать подходы к детям и уметь их заинтересовывать в учебе. Конечно, ни в каком учебнике Вы не найдете и не прочитаете как это сделать, так как не все вещи можно описать в книгах. Искать подход к детям каждый учитель должен по своему, так как он считает правильным.
Использование физического или психологического насилия ни в коем случае не должно быть использовано в качестве наказания. Физическое оскорбление, публичное унижение, наказание трудом, оскорбление, а уж тем более шантаж – это должно быть недопустимо. А ведь многие учителя используют эти методы в качестве усиления дисциплины.
Преподаватель не застрахован от ошибок, оговорок, неправильных поступков. Он должен уметь их исправлять, признавать ошибки, извиняться за
проступки. Это не роняет его авторитета, а, наоборот, убеждает обучающихся в высоких нравственных качествах их наставника. Для преподавателя важно уметь воздержаться от сообщения сомнительных, непроверенных сведений, по крайней мере, в категорической форме [3].
Поэтому педагогу необходимо быть добрым, отзывчивым, тактичным и т.д., ведь именно он формирует духовно-нравственные ценности детей.
Список литературы
Белухин Д. А. Педагогическая этика: желаемое и действительное. / Анализ сущности и содержания общепринятых понятий педагогической этики. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2007. – 128 с. – С.11
Иванова, Т. Е. Профессиональная педагогическая этика современного преподавателя / Т. Е. Иванова // Актуальные вопросы технологического образования в образовательных учреждениях Московской области : Cборник материалов VI региональной научно-практической конференции, Москва, 27 октября 2017 года / Ответственный редактор М.Г. Корецкий. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью Диона, 2018. – С. 33-35.
Махринова, М. В. Педагогическая этика: основные принципы деятельности / М. В. Махринова, М. Г. Егорушина, Н. Б. Хусаинова // Гуманитарные и социальные науки. – 2021. – № 2. – С. 214-225. – DOI 10.18522/2070-1403-2021-85-2-214-225.
Социологические исследования (Шнекендорф З. К., 1997 г.), проведенные в разных регионах страны, а также современные исследования (Калабихин И. Е, 2006 – 2009 гг., Московская область).
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств