МЕДИТАТИВНЫЕ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВОГО СНА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ ФГОС ДО
А.В. Ерохина
воспитатель МБДОУ ЦРР - детский сад № 8 «Золотая рыбка» г.Валуйки Белгородской области
А.А. Южакова
воспитатель МБДОУ ЦРР - детский сад № 8 «Золотая рыбка» г.Валуйки Белгородской области
В условиях реализации федеральных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного образования, все большее внимание воспитателей детских садов уделяется вопросам сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, которое приобретает образовательное, социальное и психологическое значение.
Учитывая современные требования к стандартам преподавания, общего и психологического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях, стоит отметить, что тенденция использования здоровьесберегающей технологии «Медитативные сказки как средство организации здорового сна детей» имеет достаточно успешную практическую направленность, поскольку, помимо личной ответственности, дошкольное образовательное учреждение также отвечает за общее здоровье и эмоциональное благополучие своих воспитанников.
Медитативные сказки представляют собой достаточно мощный психологический инструмент для ускорения процесса релаксации и улучшения качества здорового сна ребенка. Они не только успокаивают и дарят крепкий сон, но и благотворно влияют на внимание и память детей, личностный потенциал, пробуждая и активизируя детскую фантазию. Как правило, эти сказки первостепенно направлены на создание положительного эмоционального состояния перед сном, снятия излишней усталости, напряжения, эмоционального возбуждения, о чем свидетельствует исключительная особенность – отсутствие сюжета, конфликтов и отрицательных героев, чтобы мыслительная деятельность и психика ребенка не испытывали дополнительных переживаний и отдыхали.
Стоит отметить, что некоторые из медитативных сказок имеют более сложную структуру и предполагают наличие многоуровневой метафоричности, а также обращение к различным каналам восприятия (визуальному, слуховому). Для более плодотворного практического эффекта обстановка в помещении должна быть исключительно комфортной и доброжелательной, а голос читающего - мягким и спокойным.
В практике работы в старшей группе (5-7 лет) отмечено, что режим воспитанников подразумевает довольно частую смену видов деятельности и форм организации работы, как на занятиях, так и в игровое время. Как правило, четкое соблюдение режима дня не всегда оставляет детям время на неторопливую игру в спокойном темпе или же отдых в течение дня. Именно поэтому, в режиме дня детей дошкольного возраста, особое место занимает дневной сон, который является одним из основополагающих факторов гармоничного развития ребенка и жизненно необходимой потребностью детского неокрепшего организма. Вследствие чего, для обеспечения необходимых условий психического, физического, социального и духовного комфорта детей дошкольного возраста мною активно разрабатывается и внедряется в систему работы группы здоровьесберегающая технология «Медитативные сказки как средство организации здорового сна детей дошкольного возраста» в тесной взаимосвязи с педагогом-психологом.
Как показывает опыт, образовательный процесс дошкольного учреждения зачастую чрезмерно насыщен образовательной и игровой деятельностью, дающей определенную нагрузку на ребенка, которая проявляется в неустойчивом стрессовом поведении, отрицательном настроении, общей физической усталости, заторможенности, возбуждении или же наоборот – полной или частичной апатии, влекущей за собой потерю аппетита и усиление выпадов агрессии в сторону окружающих людей.
Исходя из собственных наблюдений, стоит отметить, что многие дошкольники имеют частые проблемы со сном, это становится непростым процессом как для воспитанников, так и самого воспитателя, учитывая значительное количество детей в группе. Чаще всего, такие трудности возникают с теми детьми, которые отличаются неустойчивой нервной системой, гиперактивностью и низким уровнем самоорганизации. Однако, это не значит, что ребенок должен быть осужден или привлечен к каким-либо дисциплинарным мерам. В первую очередь, необходимо учитывать психологический комфорт ребенка, его физическое и эмоциональное состояние, которое отражает индивидуальные особенности воспитанника. Довольно высоким показателем организации детского дневного сна стоит отметить те случаи, когда дети засыпают в течение 10-15 минут. Если же этот процесс затягивается до получаса и более, то продолжительность такого сна оказывается недостаточной и, как правило, не обеспечивает детский организм достаточным уровнем восстановления для активного бодрствования. Именно поэтому, проблема организации процесса засыпания и создания комфортных условий для полноценного отдыха стоит перед воспитателями достаточно остро.
Организация дневного сна воспитанников старшей группы (5-7 лет) методом медитативных сказок в «Центре развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки проводилась по нескольким направлениям:
Подготовительный этап.
Подготовка ко сну осуществлялась в сопровождении спокойной музыки и организации несложных дыхательных упражнений.
Первые звуки мелодии снимали излишнюю активность и возбуждение детей, оказывая общее успокаивающее действие, вследствие чего, происходило полное расслабление всех групп мышц, снятие эмоционального напряжения и восстановление ровного, медленного дыхания. В это время с детьми проводятся дыхательные упражнения.
Упражнение «Бегемотик»
Выполнение упражнения может быть лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Основной этап.
После проведения подготовительного этапа целесообразно переходить непосредственно к медитативным сказкам, чтение которых осуществляется под спокойную мелодию.
Важно помнить: чтобы медитативная сказка действительно расслабила и убаюкала детей, её необходимо проговаривать тихим голосом, чтобы ребята начинали прислушиваться, переставая шуметь и ворочаться. Тон голоса должен быть немного бубнящим, монотонным, располагающим ко сну. В этом процессе немаловажную роль играет тактильное восприятие. Поэтому, следует подойти к каждому ребенку и погладить его по открытой поверхности тела (плечо, спина, кисть, ладошка) чем-то воздушным, мягким, пушистым - пухом, мехом, кисточкой. Это оказывает дополнительный расслабляющий и успокаивающий эффект.
Пример одной из медитативных сказок, проведенных в старшей дошкольной группе (5-7 лет):
Путешествие
Представь, как на рассвете, пока все еще спят, ты заходишь в пробудившийся ото сна лес. На листьях деревьев, под солнечными лучами, переливаясь всеми цветами радуги, сверкают капельки прошедшего ночью дождя. Ты вдыхаешь свежий утренний воздух, шелковая трава нежно щекочет ноги, ветви деревьев приветствуют тебя своим тихим шелестом. Птицы поют твои любимые мотивы. На залитой солнцем поляне краснеет земляника. Ты срываешь сочные спелые ягоды и ощущаешь во рту их сладость. Из-под куста выглядывает ежик. Он касается своим влажным носом протянутой к нему руки и убегает. Ты смеешься и идешь дальше.
Выйдя из леса, видишь огромное прозрачное озеро. Ложишься на песчаный берег и смотришь в чистое небо. Шум волн действует успокаивающе. На голубом фоне - перистые облака, похожие на барашков. Тебе легко и спокойно.
А вот пролетает стая птиц. Наблюдая за их полетом, ты мечтаешь хотя бы о мгновении дарованной им свободы. И эта мечта осуществляется.
Медленно и плавно ты отрываешься от земли, поднимаешься над озером и летишь, словно птица, переставая ощущать свое тело. Оно такое легкое, как облака, которыми ты недавно любовался. Движения твои легки и свободны.
Ты паришь и наблюдаешь необыкновенную красоту, которую невозможно увидеть с земли. Сквозь кристально чистую гладь озера виден волнистый песок с гладкими камешками и ракушками. Из-под них высовывается маленький рачок, держа что-то в клешне.
Он торопится на свое первое свидание, и, опускаясь ниже, почти касаясь воды, ты видишь у него букет из водорослей, который он приготовил своей любимой. А вот и она появляется. На дне озера идет своя привычная жизнь.
Ты улыбаешься и чувствуешь, как внутри тебя нарастает что-то большое и сильное. Это необъяснимое чувство делает тебя богаче, начинают открываться непознанные до этого ощущения, от которых становится легко и хорошо.
Все, что тревожило раньше: все страхи и неприятности уходят, уступая место теплу и доброте этого солнечного утра.
Ты опускаешься на волну, и она покачивает тебя, будто бумажный кораблик.
Облака, птицы, солнечные лучи - все улыбается вокруг, даря эти улыбки тебе.
Ты плывешь к берегу, поднимаешь со дна камешек на память о том мире, в котором сейчас находишься: мире тепла, доброты и любви. Возьми его с собой, и вместе с этим камешком с тобой всегда будет то, что ты увидел и прочувствовал [5].
Завершающий этап.
Несмотря на то, что сказка завершилась, музыка должна продолжать играть еще несколько минут.
Важным моментом организации здорового сна дошкольника является повторная дыхательная гимнастика в сопровождении спокойной мелодии при пробуждении детей после дневного сна.
Как показывает практика, благодаря расслабляющему эффекту медитативных сказок дети гораздо легче засыпают и крепче спят, а значит, в процессе здорового, качественного сна разгружается их нервная система, наступает расслабление, отвлечение от посторонних мыслей и переключение на позитивное мышление. Если систематизировать в практике работы применение медитативных сказок, то со временем у дошкольников накопится позитивный опыт увлекательного засыпания, и его процесс станет существенно короче, легче и приятнее. В отработанной и четко выстроенной системе это сформирует определенный ритуал засыпания: сказка – расслабление – сон. Ритуалы перед сном вносят в мир детей порядок и стабильность, необходимые для формирования здорового, крепкого сна.
ЛИТЕРАТУРА:
Буре, Р.С. Социально – нравственное воспитание дошкольников. Методическое посо
бие. – М.: Мозаика – «Синтез»,
2011. – 80
с
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е, переработанное.- СПб
.:
Акцидент.
Дошкольное образование. Словарь терминов
/ С
ост. Виноградова Н
.А. и др. - М.: Айрис – пресс,
2005.
Материалы семинара «Введение ФГОС дошкольного образования. Итоги переходного периода». – Ресурсный цент
р образования ЗАТО «Северск»,
2015. – 47
с
.
Сказка-медитация
.
URL
:
https://www.b17.ru/blog/87920/
(дата обращения: 14.04.2021).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат