Тема : «Говорим с ребенком правильно.»
Не редко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер товарищей, с которыми малыш часто общается. Шестилетний Леша произносил звук л, как нечеткий звук в. Он произносил слово лапша как ваша, слово лампа как вампа. Мальчик с раннего возраста усвоил неверно этот звук от матери.
Важно обращать внимание родителей и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания ( Где бибика? Ляля хочет бай-бай), сюсюкать. Это ничего. Кроме вреда, ребенку не даст-будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем.
Отрицательно сказывается на речи малыша частое употребление взрослыми слов с уменьшительными или ласкательными суффиксами, а также произнесение недоступных для понимания слов, слов, сложных в звуко-слоговом отношении. Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить его за такие успехи. В тоже время нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен. Поэтому очень важно постоянно напоминать родителям о том, в какие сроки и какие звуки ребенок должен произносить правильно, объяснить, что неправильное произношение некоторых звуков на определенных жизненных этапах связано с физиологическими особенностями развития детской речи. Это необходимо для того, чтобы вовремя обнаружить недостатки произношения, отделить их от несовершенства звукопроизношения и своевременно принять меры к их исправлению.
В нашей стране широко развита сеть оказания помощи детям, страдающим различными нарушениями речи. Исправление речевых недостатков осуществляется в специальных детских учреждениях: в яслях, детских садах. При некоторых дефектах такая помощь оказывается начиная с двухлетнего возраста. Исправление недостатков произношения звуков осуществляется в логопедических кабинетах при детской поликлинике по месту жительства. Занятия по воспитанию правильной речи проводятся специалистом –логопедом.
Но некоторые недостатки произношения звуков, неточности в употреблении детьми слов легко устранить, и достаточно это не только воспитателю, но и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. Воспитатель указывает родителям на то, что к исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать малыша за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это не приводит к положительному результату, а иногда ведет к тому, что, малыш старается не употреблять его, заменяя другим, порой неудачным, или вообще отказывается говорить, замыкается. Исправлять ошибки надо в тактичной форме, в доброжелательном тоне. По возможности не надо повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать правильный образец его произношения.
Например, ребенок научился правильно произносить звук р, но употребляет его не всегда или не во всех словах. «Сегодня холошая погода»,-говорит Саша. В данном случае взрослый может сказать: Саша, как надо сказать: хорошая, выделив голосом это слово; или «Ты умеешь произносить р, а в слове хорошая ты произнес его неверно. Скажи слово так, чтобы ясно было слышно в этом слове р: хорррошая».
Занимаясь с ребенком, скажем , 5-7 лет, дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему пересказ содержания сказки, рассказа, ответить, что изображено на картинке. Дети легко справляются с этим заданием, но в своем рассказе иногда допускают речевые ошибки.
В беседе воспитатель подчеркивает, что в ходе высказывания перебивать ребенка на следует, надо дать ему возможность завершить задание, а затем, запомнив неточности в его речи, указать на ошибки, дав правильный образец.
Нельзя уклоняться от вопросов, задаваемых ребенком, хотя порой не всегда на них можно сразу ответить. В таких случаях можно обещать ему рассказать в другой раз, когда он, скажем, поспит ( поест, погуляет, уберет игрушки и т.п.); взрослый же за это время сможет подготовиться к рассказу. При этом малыш не только получит соответствующую точную информацию по заданному вопросу, но и увидеть в лице взрослого интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним. Педагог советует родителям: как бы они ни были заняты, все же выслушали ребенка до конца, когда он делится своими впечатлениями об увиденном во время прогулки, о прочитанной ему книге, о просмотренном мультфильме.
Воспитатель указывает родителям на то, что в семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовольствие от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова.
В беседах с родителями воспитатель постоянно напоминает им, что овладение ребенком речью находиться в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ним на различные бутовые темы, близкие и доступные для понимания, родители будут тем самым не только расширять кругозор, но и способствовать быстрейшему овладению им правильной речью.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат