ЭВЕРСТОВА МАРИЯ РОМАНОВНА,
учитель якутского языка, литературы
и КНРС1 Белогорской гимназии2,
«Отличник народного просвещения РФ»,
«Учитель учителей Республики Саха (Якутия)»,
«Заслуженный учитель Республики Саха (Якутия)»
СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ КАК МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ
В настоящее время мы, педагоги и родители, чаще задумываемся, почему современные дети стали меньше читать книг? «Почему они тяготеют к комиксам, а классические произведения изучают в сокращенном варианте?
В новых социокультурных и экономических условиях чтение, несомненно, не потеряло своей актуальности и значимости. Это базовая интеллектуальная технология, важнейший ресурс развития, источник новой информации. Когда мы берём в руки новый текст, то часто сталкиваемся с «точками непонимания», которые обязательно нужно расшифровывать, медленно погружаясь в ткань текста. Перед читателем встает задача – понять замысел автора, увидеть с помощью языка другого человека обычные явления жизни. Может быть, они покажутся нам другими? Не совсем обычными? Может быть, автор сумел придать новый ракурс описанию полёта бабочки, падения осенних листьев? Если автору действительно удалось погрузить читателя в свою атмосферу, «заразить» новыми ощущениями, передать иные или близкие переживания, то значит, читатель начал постепенно осмысливать написанное, искать в тексте отклик, оценивать поступки персонажей… Значит, чудо сотворчества произошло! Значит, диалог между автором и читателем состоялся! Именно в момент возникновения диалоговых отношений чтение становится интересным, осмысленным, оно сопряжено с возникновением самых разных эмоциональных оттенков» [3].
«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) под сущностью смыслового чтения понимает освоение техники чтения: зрительное восприятие и воспроизведение звукового облика слова с помощью артикуляционных действий (первый год обучения в школе) и освоение смыслового чтения: пониманием лексического значения и внутреннего смысла отдельных слов, выражений и всего текста (переносных и символических значений, художественной образности, аллегорий, подтекстов и т. п.), субъективно авторского значения слов и образов (второй и последующие годы обучения), что и является одним из ведущих метапредметных результатов ФГОС НОО: овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной речи» [5, с.14].
В Федеральном государственном образовательном стандарте ведущая роль сегодня отводится умениям работы с текстами, которые являются метапредметными умениями. Это принципиально новое явление.
Под метапредметными результатами мы понимаем освоенные обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов способы деятельности, применяемые как в рамках общеобразовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Смысловое чтение включено в структуру всех универсальных учебных действий:
- «в личностные - входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
- в регулятивные - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
- в познавательные – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. А для того, чтобы чтение было осмысленным, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, то есть осуществлять познавательную деятельность» [1].
Стратегией смыслового чтения и работы с текстом является поиск информации и понимание прочитанного.
Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: проблемно-поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок.
Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом.
Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:
- осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
- определением основной и второстепенной информации;
- формулированием проблемы и главной идеи текста.
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:
· в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
· в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря [1].
В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Методологические основы критического мышления включают три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания: вызов (побуждение), осмысление (реализация), рефлексия (размышление). Последовательная реализация базовой трехфазовой модели на уроках способствует повышению эффективности педагогического процесса.
Еще совсем недавно ценность книги и чтения в России была неоспоримой, нашу страну считали самой читающей в мире. Считалось, что чтение - одна из характеристик общей культуры, творческого интеллекта, нравственности, этики и эстетики общества. Но сегодня ситуация значительно изменилась. В век научно-технического прогресса, где господствуют компьютеры и компьютерные игры, дети потеряли интерес к чтению. В последнее время происходит снижение интереса к чтению.
В целях повышения интереса учащихся к чтению, в нашей гимназии более десяти лет проводится проект «Приглашение к чтению», в рамках которого проводятся викторины, конкурсы, уроки, семинары, выставки рисунков, литературные игры, ставятся спектакли по определенному литературному произведению. За эти годы мы провели большое количество мероприятий, посвященных как русским и зарубежным писателям (Н.В. Гоголь, В. Гюго, А.П. Чехов, Л.Н. Толстой, М. Шолохов, В.Г. Короленко), так и писателям северного края, таких как Н.Н. Курилов, С.П. Данилов и др. Также нами были проведены мероприятия о первопроходцах реки Индигирка, в подготовке которых работали с материалами местных писателей и авторов. В прошедшем учебном году были проведены уроки и семинары по произведениям французского писателя, фантаста Жюля Верна.
В ходе подготовки такого рода мероприятий мы, учителя кафедры гуманитарного цикла, проводили открытые уроки по смысловому чтению.
Обратимся к разбору некоторых уроков по предмету «Культура народов Республики Саха (Якутия)» в основе которых лежит технология смыслового чтения, как метапредметный результат
Первый урок. Тема урока «Стихотворение П.А. Ойунского «Танцы старые – песни новые»». Цель урока: формировать умение применять на практике знания, полученные по прочтению текста со знаниями полученными на других уроках и внеклассных занятиях. Задачи: развитие навыков практической, творческой работы с текстом; развитие смыслового выразительного чтения, чувства языка посредством анализа текста, понимание текста, находить правильные ответы по смыслу текста, нахождение нужных элементов и понятий из текста; формировать личностно-ценностное отношение к прошлому и настоящему Родины, побудить патриотические ценности, тягу к прекрасному, к искусству.
В этот интегрированный урок были включены вспомогательные дисциплины такие, как история, музыка, танец, литература. Ученики познакомились с песней «Варшавянка», узнали историю ее создания, вспомнили события Октябрьской революции, узнали о деятельности якутских революционеров, о жизни, творчестве и деятельности основоположника якутской литературы П.А. Ойунского и его друга государственного и партийного деятеля М.К. Аммосова; читали стихи П.А. Ойунского; ознакомились с основными движениями якутского танца и под конец урока, по смысловому содержанию стихотворения, был поставлен танец. Так, к примеру, на слове «дьиэрэнкэй»3 учащиеся выполняли подскоки то на правой, то на левой ноге, на слове «осуохай»4 все дружно водили хоровод, взявшись под руки, на словах «атах тэпсиитэ»5 ученики выполняли движение - вынос одной ноги вперед, с одновременным подскоком на другой ноге, чередуя это танцевальное движение на правой и левой ноге.
Второй урок, проведенный в рамках проекта «Приглашение к чтению», это урок по сказке французского писателя Жюля Верна «Приключения семьи Ратон». Цель урока: формировать умение применять на практике знания, полученные по прочтению текста со знаниями полученными на других уроках и внеклассных занятиях. Задачи: развитие навыков практической, творческой работы с текстом; развитие смыслового выразительного чтения, чувства языка посредством анализа текста, понимание текста, нахождение нужных элементов и понятий из текста; пробудить интерес к другим национальным культурам; формирование эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы; воспитание любви к природе; воспитывать эстетические чувства через музыку, изобразительное искусство и литературу.
В этот раз была проделана большая работа задолго до урока, так как учащиеся выполняли перевод сказки на якутский язык. Чтобы облегчить восприятие текста, на нескольких уроках до того, велась работа над текстом, выполнялся разбор-перевод непонятных слов со словарем, ребята делали перевод текста и дома.
Так, урок по сказке был представлен как защита своих мини-проектов по переводу сказки. На этом уроке с метапредметным подходом были включены такие предметы, как русская, французская, якутская литература, биология, музыка, технология, изобразительное искусство. Учащиеся представили в своих проектах биографию писателя, отвечали на вопросы учителя по тексту (опрос-викторина). Поскольку сказка повествует о превращениях крыс, то здесь имеют место сведения о крысах, лягушках, рыбах (биология, зоология), презентация рисунков (изо); техника оригами (технология); исполнение песни на французском языке «То написано в небесах» (музыка).
Смысловое чтение может эффективно использоваться при работе с любыми текстами, любой информацией. Оно учит учащихся поиску и отбору информации, публичному выступлению перед одноклассниками, рассуждать и отвечать на заданные вопросы, организует деятельность учащихся, и, соответственно, развивают интеллект и способствуют развитию творчества.
Литература:
Антипина Е.А. Смысловое чтение как основа формирования УУД //
https://multiurok.ru/files/smyslovoie-chtieniie-kak-osnova-formirovaniia-uud.ht
Куропятник
И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. - № 6
Матвеева
Е.
Что такое смысловое чтение//
https://vogazeta.ru/articles/2020/1/21/knigi/11200-chto_takoe_smyslovoe_chtenie
Сметанникова
Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5 -9 классах: Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. - М.;
Баласс
, 2011.
Технологии формирования смыслового чтения в начальной школе [Электронный ресурс]
:
методическое пособие / Н. Е.
Скрипова
, А. В. Бабухина. – Челябинск: ЧИППКРО, 2019. – 116 с.
Федеральный государственный стандарт основного среднего общего образования.
Якутско-русский словарь. Под ред. П.А.
Слепцова
. – М., 1972. - 606 с.
КНРС – культура народов Республики Саха (Якутия)
МБОУ «Белогорская гимназия им. Н.Н. Ефимова» (Республика Саха (Якутия), Абыйский р-он, пос Белая Гора)
Дьиэрэнкэй (якутский национальный танец) – бег с подскоком на одной ноге [7, с.130].
Осуохай - якутский национальный танец, сопровождающийся хоровым пением – импровизацией участников [7, с.280].
Атах тэпсии (с якут.атах - нога ) – элемент якутского национального танца
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат