ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БЕРЕЖЛИВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Коптева Ольга Витальевна, заведующий МБДОУ д/с № 63 г. Белгород
Использование бережливых технологий сегодня начинает пользоваться особенной популярностью. Такие инновации уже получили широкое распространение в образовательной сфере. В связи со стремительно повышающимся спросом в образовательных учреждениях увеличение охвата имеет перспективные тенденции. Использование бережливых технологий дает возможность обозначить модель поведения не только педагогов, но и учеников и лиц, несущих ответственность за обучающихся при использовании возможностей образования. Таким образом, формируется понимание, насколько важно использование инновационных бережливых технологий. В данной статье показано, в чем состоит суть бережливых технологий, приведен ряд потерь, с которыми часто сталкиваются специалисты при выполнении своей работы, а также сделано заключение о том, насколько возможно применение таковых инноваций.
О бережливом производстве в Российской Федерации впервые услышали в 2003 году. Именно тогда вышла в свет книга «LeanThinking» или «Бережливое мышление». Авторство произведения принадлежит Джиму Вумеку. В период начала внедрения концепции она имела отношение лишь к производственной отрасли. Но сегодня ситуация изменилась в корне: бережливое производство используется и в иных сферах: госуправление, услуги, образовании и пр.
Бережливые технологии – это те инновации, которые помогают добиться наивысшей стоимости услуги или товара. Причем, для достижения самой высокой ценности затрачивается наименьшее количество ресурсов. В данном случае под ресурсами необходимо понимать денежные средства и временные показатели [3, с. 127].
Из вышесказанного можно сделать вывод, что бережливые технологии – это инновации, которые ощутимо повышают качественные показатели в сфере образования, не требуя чрезмерных затрат.
Таким образом, бережливые технологии дают возможность удовлетворить потребности клиентов и сотрудников организации, предоставляющей образовательные услуги.
Для того чтобы внедрение бережливых технологий в образовательных учреждениях было возможным, необходимо добиться решения следующих задач:
- сотрудники образовательного заведения должны иметь собственные рабочие места;
- каждый ученик должен быть вовлечен в образовательный процесс посредством внедрения новых технологий;
- сотрудники учреждения должны посещать курсы повышения квалификации, основанные на использовании бережливых технологий;
- уровень материально-технической базы должен быть повышен;
-те сотрудники, которые уже активно используют бережливые технологии, должны быть простимулированы;
- образовательная инфраструктура в учреждении должна продолжить свое развитие посредством внедрения бережливых технологий;
использование бережливых технологий должно дать практические навыки по решению задач;
использовать бережливые технологии нужно по отдельности, понимая, что вместе они являют собой целую систему.
[1, с. 159].
В сферы образования, также как и в производстве, вероятны некоторые потери. Возникновение потерь характерно для предоставления услуг. К ним относятся:
Запасы:
утратившие свою актуальность информационные базы, работа, которая не была выполнена своевременно.
Дефекты:
некорректные сведения, неправильные инструкции.
Перепроизводство:
выполнение ненужной работы. Неверная расстановка приоритетов.
Усложнение рабочих процессов
:
повторяющееся выполнение
одного и того же функционала,
нелогичность должностных республик, лишние действия сотрудников в рамках выполнения своих обязанностей.
Ожидание:
наличие некоторых барьеров, спровоцированных на административном уровне, затянувшееся время, отведенное на принятие решений.
Лишнее передвижение:
пространство организовано неудобно, за счет чего приходится тратить время на передвижение.
Лишнее перемещение:
неудобный интерфейс не позволяет эффективно использовать бережливые технологии.
[2, с. 221].
Грамотно использовать инструменты – это одно из основных показателей эффективного использования бережливых технологий.(рисунок).
Бережливые технологии дает возможность сделать образовательный процесс наиболее эффективных. Их внедрение способствует выявлению недочетов, а также дает возможность устранить их максимально быстро. Если опираться на концепцию бережливых технологий, можно сделать вывод, что эффективность достигается за счет отказа от выполнения ненужных действий, а также за счет отказа от правил и нормативов, которые усложняют рабочий процесс и не приносят ценности.
Эксплуатация бережливых технологий в сфере образования способствует достижению следующих результатов:
Оптимизация рабочего процесса.
Повышение уровня образования.
Определение стандартов учебных процессов.
Сокращение расходов и временных затрат.
Повышение трудоспособности сотрудников.
Повышение эффективности деятельности образовательного
учреждения.
Помимо этого, концепция бережливых технологий можно воспринимать в качестве вспомогательного средства воспитания учеников. Их эффективное использование обучающимися помогает приобщиться к культуре и развить стиль жизни, который будет иметь основу – бережливость.
Активное использование бережливых технологий в сфере образование ведет к постоянному выявлению лишних действий со стороны сотрудников и отказа от них. Отказ от ненужных действий ведет к увеличению эффективности работы.
Для того чтобы внедрить концепцию бережливых технологий, есть смысл первоначально спроектировать образ того, какой будет организация, использующая данную концепцию. Образ состоит из целей и вариантов развития образовательного учреждения.[5, с. 279].
Из вышесказанного можно сделать вывод, что использование бережливых технологий позволяет сфере образования развиваться. Необходимо иметь интеллектуальный потенциал и эффективные инструменты для того, чтобы использование бережливых технологий было еще эффективнее.
ЛИТЕРАТУРА
1. Букреева, Л.М. Применение lean технологии в образовании / Л. М. Букреева // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей по материаламХХУ1международной научнопрактической конференции (г. Пенза, 25 сентября 2019 г.). - Пенза, 2019. -
С. 158-161.
Волкова, И.А. Повышение качества образования на основе применения бережливых технологий / И.А. Волкова // Новые технологии оценки качества образования: сборник статей по материалам XI Форума экспертов в сфере профессионального образования. - Москва, 2016. - С. 219-225.
Кузина, В.С. Бережливые технологии / В.С. Кузина, Е.П. Трошина // Формирование профессиональной направленности личности специалистов - путь к инновационному развитию России: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (г. Пенза, 21-22 ноября 2019 г.). - Пенза, 2019. - С. 123-126.
Магомедова, Д.С. Внедрение бережливого производства в образовательный процесс / Д.С. Магомедова, З.А.
Бекбулатова
//
Научно
практические
исследования. - 2020. - №5-2(28). - С. 135-139.
Шумилова, О.С. Эффекты от реализации бережливых технологий в образовательной организации / О.С. Шумилова // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. - 2020. - №9. - С. 276-279.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат