Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Мыльные пузыри» в подготовительной группе
Цель: Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, а также со свойством жидкого мыла: растворяясь в воде, образует пленку; формировать активные поисковые действия; познакомить с элементами экспериментирования и прогнозирования результата, используя опытническую деятельность.
Задачи:
Воспитательные
:
воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам
.
Образовательные
:
формировать у детей умение проводить исследование, подбирать необходимое оборудование, обобщать результаты
опытов
; помочь детям освоить новый способ рисования
.
Развивающие
:
развивать у детей творческое воображение; познавательный интерес к окружающему миру; наблюдательность, творческие и коммуникативные способности.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с абстрактными рисунками.
Материал и оборудования
П
односы каждому ребёнку
;
К
октейльные трубочки на каждого ребенка для опытов.
2 стеклянных
стаканчик
а (с водой 100 гр и мыльным р-ром)
чайная ложка
на каждого ребенка.
Гуашь
5
цветов.
5.
Бумага для рисования на каждого ребенка.
Для мыльного раствора:
Шампунь, жидкое мыло,
жидкость для мытья посуды, вода, сахар, глицерин
Для опытов и игр: рамки из проволоки
(
треугольная, квадратная, круглая
)
; веер; шарф шерстяной
.
Запись песни про мыльные пузыри для фона
Ход:
Воспитатель: - Ребята, сегодня день смеха. У вас хорошее настроение? Попробуйте отгадать загадку
-Взлетает шар надутый,
Прозрачнее стекла.
Внутри его как будто
Сверкают зеркала…….. ( мыльный пузырь).
В мыльной воде родился,
В шарик превратился.
К солнышку полетел,
Да не долетел - лопнул! …… ( мыльный пузырь).
Воспитатель: Молодцы!
- Скажите, а почему мыльные пузыри называют мыльными? (Потому, что сделаны из мыла и воды)
Воспитатель: Мыльный пузырь –это тонкий слой воды, которые с обеих сторон зажаты мыльным раствором, они заполнены воздухом и переливаются радужным цветом. Пузыри существуют несколько секунд и лопаются от прикосновения или самопроизвольно.Для того, чтобы мыльные пузыри не так быстро лопались, в раствор добавляют,например: мыло, сахар, глицерин.
- А какого цвета обычно пузыри? Почему?
–А для чего людям нужны мыльные пузыри? ( Для праздника)
Воспитатель:
радужные мыльные пузыри всегда создают хорошее настроение, но давайте подумаем, разве мыльные пузыри нужны только для игр? Вспомните, где еще используют мыльную пузырчатую пену?
( Моют руки, лицо, волосы, стирают порошком одежду, моют посуду)
Мыльные пузыри были придуманы несколько тысяч лет назад. Это стало известно при раскопках. В городе Помпеи были найдены рисунки на камнях, на которых были изображены дети, играющие с мыльными пузырями.
В Китае найдены старинные документы (папирусы), на них изображены люди, которые выдувают мыльные пузыри из трубочек, сделанных из глины.
В 17 веке художники изображали на своих холстах пастухов играющих с мыльными пузырями.
В 19 веке люди приспособились делать мыльные пузыри более прочными. После стирки мыльную воду использовали для игр дети. Впервые жидкость для мыльных пузырей появилась примерно 150 лет назад.Вначале мыльные пузыри были редкостью стоили дорого, а вскоре их можно было купить почти за бесценок у любого уличного продавца.
В настоящее время сделали надувание пузырей автоматическим, это позволило выдувать пузыри размером с воздушный шар. Д
Ученые решили заморозить пузыри. Для его замерзания нужен мороз 7 градусов. Но если замерший пузырь случайно упадет, то он не разлетится в дребезги как стеклянный шар, а на нем появятся вмятины. Вот такой удивительный обыкновенный мыльный пузырь!
Часть первая - исследовательская:
Воспитатель: Хотите привратиться в ученых и вместе со мной провести опыты с мыльными пузырями? Тогда я приглашаю вас в детскую научную лабораторию, НО сначала помогите назвать правила поведения в лаборатории:
Н
ужно быть внимательным к своему здоровью, нельзя, чтобы мыло попадало в глаза, опасно пробовать мыльные пузыри на язык
и нюхать их;
2.
При пускании
мыльных пузырей
выдувать их в нужно том направлении, где нет детей;
3.
Х
одить нужно осторожно ведь мыльная пена очень скользкая и можно упасть.
4.
После проведения опытов тщательно промыть руки в проточной тёплой воде
(желательно с детским мылом)
;
(дети вывешивают правила)
Тогда вперед, к исследованию свойств мыльного пузыря.
(Все опыты выполняются вместе с детьми)
Опыт 1. « Что нужно для создания мыльного пузыря?», « Какой формы мыльный пузырь?» (100гр тёплой воды, 100 гр мыльного раствора, 1ч.л. глицерина или 2 ч.л. сахара)
(В воду наливаем на выбор детей жидкое мыло, раствор жидкости для мытья посуды или шампунь.По желанию детей можно добавить глицерин или сахар(для придания крепости пузырям), размешиваем, опускаем в мыльный раствор проволочную петлю, трубочку)
-Ребята, давайте понаблюдаем, как рождается мыльный пузырь. В стакан, где у нас жидкое мыло, добавим теплую воду, перемешивая растворим жидкое мыло в воде, получим – мыльный раствор, опустим проволочную петлю в мыльный раствор – видим, что на петле образовалась мыльная пленка. Как же так, а где пузырь, ведь вы ребята говорили, что мыльные пузыри создают из воды и мыла. Как вы думаете, чего не хватает? Конечно, нужно заполнить мыльную пленку воздухом.
- Мыльные пузыри создает мыльная пленка и воздух внутри нее.
Вывод: Теперь мы точно знаем, для рождения мыльного пузыря нужны: мыло, вода и воздух.
(Выдуваем пузыри из рамок различной формы: круглой, квадратной, треугольной и из трубочки)
- Посмотрите, ребята какой интересной формы у меня рамочки (показываю, дети называют форму), а можно ли выдуть треугольный пузырь из треугольной рамочки.
- Какой формы получились пузыри из треугольной, квадратной…рамки? ( ответы детей). Все пузыри получились круглые, это потому, что воздух внутри мыльной пленки распространяется равномерно.
Вывод: Какую бы рамку мы не использовали, пузырь будет иметь форму шара.
Опыт 2. « Почему пузырь лопается в наших руках?»
(Выдуваем пузырь и предлагаем, дотронутся до него пальцем или каким либо предметом, пузырь лопается.)
- А кто из вас может поймать мыльный пузырь, или дотронутся до него, чтобы он не лопнул? (пробуем вместе с детьми) Не получается? Может у взрослых получится? (пробуют взрослые) Почему же мыльные пузыри лопаются?
- Это происходит потому, что в месте соприкосновения с сухим предметом или рукой, вода смачивает их, от потери влаги пленка лопается.
- А сейчас я открою вам секрет как приручить мыльные пузыри.
(Выдуваем пузырь, но теперь дотрагиваемся до него смоченными в мыльном растворе предметом (надуваем пузырь на смоченную мыльным раствором поднос и вставляем в него смоченную трубочку), предмет спокойно проходит сквозь пузырь.)
Опустите ладошки в мыльный раствор, теперь ловите пузырь.
- Ну, вот совсем другое дело, ваши мокрые ладошки стали родными для пузыря.
- Если к мыльному пузырю дотронутся мокрым предметом, пузырь не потеряет воду и не лопнет.
- Мыльные пузыри можно передавать друг другу
- Теперь вы знаете, почему разрушается мыльный пузырь.
Вывод: Пузырь разрушается из-за потери влаги.
Опыт 3. «Почему мыльные пузыри бывают маленькие и большие»
(Дуя в трубочку, быстро выдуваем много маленьких пузырей, дуя в трубочку медленно получаем один большой пузырь)
- А знаете, ребята, почему одни мыльные пузыри получаются большие, а другие маленькие? (надуваем)
- Если вдувать в пузырь воздух медленно, то мыльная пленка успевает растянуться и пузырь получается большой, но если дуть быстро - то мыльная пленка не успевает растянуться и рвется, получаются маленькие пузыри.
(На тарелку наливаем мыльную жидкость 2 мм., воронкой над тарелкой выдуваем большой пузырь, внутрь пузыря вставляем смоченную раствором трубочку и выдуваем маленький, получаем пузырь в пузыре)
- А сейчас я покажу, как можно сделать пузырь в пузыре.
-В этом опыте действует то же правило эластичности мыльной пленки, вдувая в большой пузырь маленький, пленка большого пузыря растягивается, он увеличивается ровно на объем маленького пузыря. ( В этом опыте можно спрятать в мыльный пузырь игрушку)
- Вот мы и раскрыли секрет маленьких и больших пузырей, большие пузыри получается, если…., маленькие если…
Вывод: Размер пузыря зависит от того как быстро его надувают.
Опыт 4. « Почему мыльные пузыри умеют летать?»
( Выдуваем пузырь, он медленно опускается на землю. Выдуваем пузырь и аккуратно машем веером, или дуем на него, пузырь поднимается вверх, в сторону, летает.)
- Все видели, как летают мыльные пузыри, но всегда ли они летают? (первая часть опыта) Мой пузырь отказывается летать, почему? А если я взмахну веером, смотрите, он полетел.
- Ребята подуйте друг на друга, вы чувствуете поток воздуха, созданный вами? Веер тоже создает поток воздуха и, ударяясь о пленку мыльного пузыря, толкает его, заставляя двигаться. Так же и на улице есть потоки воздуха, в которых могут летать мыльные пузыри. Если потока воздуха нет, мыльные пузыри опустятся на землю.
- Теперь мы знаем, что пузыри летают в …..
Вывод: Пузыри летают в потоках воздуха.
Игры с мыльными пузырями.
- Можно ли поймать мыльный пузырь? (дети ловять пузыри при помощи шерстяных перчаток, пластиковым стаканом, главное условие- пузырь не должен лопнуть)
-(На шерстяной шар выдуваем два небольших пузыря. Воспитатели берут трубочки и каждый дует на свой пузырь, пузыри катятся по шарфику кто быстрей. Эту игру повторяют дети.)
- Сейчас наши с Ириной Николаевной пузыри побегут наперегонки, чей пузырь бежал быстрее?. Хотите попробовать? (дети играют)
- Пузыри можно выдувать с помощью самых разных предметов (показываю) и пока звучит музыка вы можете поиграть с мыльными пузырями.
(Звучит музыка «Мы пускаем пузыри»)
(Детям раздают, трубочки, рамочки, резинки, воронки- все с помощью чего можно выдуть пузырь. Надуваем, играем, используя те знания, которые получили при опытах).
Воспитатель:Молодцы ребята, теперь вы знаете много секретов о мыльных пузырях.А хотите научу вас фокусу?
Часть вторая – творческая.
Воспитатель: Всмотритесь внимательно, дети, в пузыри. Какие цвета вы в них увидели? (можно подсветить фонариком)
(Дети рассказывают, что пузыри прозрачные, но в них видны все цвета радуги, называют их).
Воспитатель: Правильно, ребята, у нас они разноцветные. И такими пузырями можно рисовать, хотите научиться?
Рисование мыльными пузырями.
Воспитатель: -Ребята, подумайте и скажите, какие предметы нам нужны для рисования? (Бумага, смесь для пузырей, трубочки, краски, кисточки, фломастеры, цветные карандаши).
-А сейчас я покажу вам, как можно рисовать мыльными пузырями. Нужно взять соломинку, вдохнуть носом воздух, а выдыхать осторожно ртом через соломинку - пузыри поднимаются. Накрываю стакан листом бумаги. Лист бумаги нужно немного подержать на стаканчике, чтобы краска впиталась в него. А теперь этот же лист положим на стакан с другим цветом, затем - с другим. И у нас получатся разноцветные рисунки.
Воспитатель: - А сейчас я покажу вам, как можно ещё рисовать мыльными пузырями.(Выдуваю одиночные пузыри на лист бумаги). Давайте подумаем, во что могут превращаться пузыри?
Воспитатель: - Ребята, оказывается мыльными пузырями можно нарисовать такие чудесные картинки. Расскажите, что вы увидели в своих рисунках? (Дети поочередно рассказывают, затем выбирают, кому какая работа понравилась и почему).
А чему мы сегодня научились? (Научились делать мыльные пузыри и рисовать ими).
Что узнали нового? (Как делают мыльные пузыри: если в теплой воде развести мыло, добавить моющее средство, взять трубочку и подуть, то образуются мыльные пузыри).
игра «Да–Нет».
-Мыльный пузырь - это мыло и вода? Да
-Мыльный пузырь летает, потому, что в нём вода? Нет
-Мыльный пузырь летает, потому, что там воздух? Да
-Мыльные пузыри бывают квадратными? Нет
-Треугольными? Нет
-Всегда круглые? Да
- Чтобы мыльный пузырь был крепче, надо добавить варенье? Нет
-Нужно добавить сахар и глицерин? Да
- Пузырь лопается, потому, что в нём много воды? Нет
-Потому, что он теряет влагу? Да
- Если дуть быстро, пузырь будет большой? Нет
-Маленький? Да
-Пузыри летают, потому, что им помогает мыло? Нет
-Помогает воздух? Да
Воспитатель: Молодцы! Понравилось вам быть учеными? Все соблюдали правила безопасности?
Вот вам еще одно правило лаборатории: После работы прибери за собой рабочее место!
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат