Ритмотерапия как средство коррекционно-развивающего воздействия на обучающихся с ОВЗ.
Среди средств, способных благотворно влиять на гармонизацию развития и самочувствия человека, достойное место занимает музыка. Коррекционно-развивающие и терапевтические возможности музыкального искусства по отношению к дошкольникам с проблемами в развитии обусловлены тем, что оно является источником позитивных переживаний ребенка, активизирует его потенциальные возможности, обеспечивает всестороннее развитие. Музыка снижает психоэмоциональное напряжение, способствует фокусировке внимания, а также вовлечению детей в деятельность, что помогает им достичь цели в овладении различными навыками.
Большое количество медицинских и психологических исследований подтверждает положительное воздействие музыкальной деятельности на функции дыхания и кровообращения, на уровень иммунных процессов, работу мозга и взаимодействие полушарий, умственную работоспособность, психомоторику, развитие речи, вычислительные навыки.. В целом улучшаются психофизиологические характеристики мозга, а значит -повышается способность мозга к обучению. Воздействие с помощью музыки на эмоциональное состояние обучающегося устраняет напряжение, нерешительность, мнительность, упадки настроения, усталость.
Особая роль в дошкольном возрасте в работе с детьми ОВЗ отводится музыкально-ритмическим упражнениям, которые выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка. Ритмотерапия широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушений координации, расторможенности, моторных стереотипии), коррекции недостаточности психомоторики, чувства ритма, тахилалии (ускоренная речь), речевого и физиологического дыхания.
Ритмотерапия осуществляется мной в форме групповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма в ускоряющемся и замедляющемся темпе, и т.п.
В играх с ритмами используются следующие приемы:
– хлопки в ладоши;
– топанье ногами;
– прыжки в определенном ритме.
При этом следует исходить из принципов простоты (движения не должны быть сложными) и доступности сюжета для детского восприятия. Кроме этого, стишок или песенка должны обязательно понравиться ребенку. Вводите стишки и песенки постепенно, давая ребенку возможность выбрать те, что ему больше нравятся.
Например, использую игру «Часы» с сопровождением ритмическими движениями (хлопки, палец приложить к губам);
«Маятник» - изображаем часики (переносим тело с ноги на ногу);
«Шалтай – болтай» в веселой форме игры ребята хорошо расслабляются и ритмично двигаются в ритм и рифму.
«Едет, едет паровоз, две трубы и сто колес,… машинистом рыжий пес»
(топанье, щелчки).
- ритмические речевые игры с картинками, игрушками и муляжами предметов:
«Овощи»
Хозяйка однажды с базара пришла, (ребенок сжимает и разжимает пальцы)
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, (при названии каждого овоща педагог
выставляет на стол муляж овоща)
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!
- игры с пальчиками:
«Кулачок с ладошкой»
Дети попеременно сжимают пальцы в кулачки и разжимают их, имитируя мягкие движения кошки.
Кулачок – ладошка!
Я иду как кошка!
«Ладошка»
Дети делают движения в соответствии с текстом.
Ладошка вверх,
Ладошка вниз,
На бочок,
И в кулачок!
Упражнения на развитие координации речи с движением.
Ритмизация моторных функций организма способствует ритмизации речевых движений, поэтому основной целью этих упражнений является ритмизация устной речи. Для этого используют двигательные упражнения под музыку с одновременным проговариванием вслух постепенно усложняющихся речевых заданий.
Под музыку дети проговаривают стихотворный текст, одновременно сопровождая слова соответствующими движениями.
Перед нами луг широкий — разводят руки широко в стороны.
А над нами дуб высокий — поднимаются на носки, поднимая руки вверх.
А над нами сосны, ели — ритмично делают наклоны в стороны, покачивая
поднятыми вверх руками.
Головами зашумели
Грянул гром — делают хлопок.
Сосна упала — делают наклон вперед и вниз, опуская руки.
Только ветками качала — ритмично покачивают опущенными руками.
Таким образом, быстрое освоение и понимания ритма, развитие чувства ритма; благотворное воздействие на психику и здоровье человека; снятие стресса и психологическая разгрузка; снятие внутреннего напряжения; выражение своих эмоций посредством ритма; развитие коммуникативных навыков; заряд хорошего настроения.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат