Использование коммуникационного устройства GoTalk 4
на занятиях по коммуникации с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития
Нарушение коммуникации - настоящее препятствие в развитии познавательной сферы детей. Обучение устной речи становится приоритетной задачей специалиста. Но результативность из-за последствий коммуникативных нарушений остается очень низкой, в итоге в полной мере не развивается эта сфера и практически останавливается развитие познавательной сферы, понимания языка. Очевидно, что специалисту нужен инструмент для развития коммуникативных навыков ребенка, которые позволят формировать и другие сферы. Важно понимать, что коммуникация - это не только слова.
Альтернативная (дополнительная) коммуникация – это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, не способным удовлетворительно объясняться с помощью речи. Основное правило альтернативной коммуникации: «Человек должен иметь возможность сказать, что хочет, тем способом и с той скоростью, с которой может».
Я работаю воспитателем в доме-интернате для детей инвалидов и инвалидов с детства. Наша группа детей с тяжелыми множественными нарушениями развития неоднородна. В нее входят дети с нарушением слуха, зрения, различными нарушениями общей и мелкой моторики. У всех детей тотальное недоразвитие речи, тяжелая или глубокая умственная отсталость, ДЦП. Что же еще, помимо нарушений развития и особенностей здоровья является общим для всех детей? Отсутствие или снижение мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, повышенная эмоциональная истощаемость. Все это мешает полноценному развитию и взаимодействию ребенка с окружающим миром.
Учитывая уровень коммуникативного развития детей группы, основной целью работы я определяю формирование коммуникативных потребностей детей, привлечение их к общению, развитие доступных навыков коммуникации.
Во время режимных моментов, на занятиях, в играх я наблюдаю за тем, как дети пытаются привлечь к себе внимание, какие средства они для этого используют – крик, плач, смех, вокализации, жест, взгляд и т.д.; как дети отвечают на внимание взрослого (прекращение или усиление крика, жест, направление взгляда).
Так же, я обращаю внимание на то, как реагируют дети на использование в группе коммуникативной доски, а именно, кто обращает внимание на перемещение карточек, появление и исчезновение их на доске.
В качестве примера использования коммуникационного устройства Go Talk 4 , хочу привести пример занятия «Рыбки плавают в пруду» по коррекционно-развивающей программе «Коммуникация». В рамках данного занятия по коммуникации детям предлагаются следующие материалы: игрушки – герои мультфильма-сказки «Маша и медведь», рыбки, удочки. Все названное - это материалы для игры «Рыбалка». Все это, в какой-то мере, знакомо детям, но используется не на постоянной основе. Предлагаю ознакомиться со схемой, которую я использовала в своей работе с детьми:
Предварительная работа
:
дети знакомятся с героями сказки
,
рассматривают иллюстрации
,
слушают песенки из сказки
,
просматривают мультфильм
.
Демонстрация принадлежностей для ловли рыбок
,
знакомство с внешним видом материалов
.
Практические действия с материалами и принадлежностями
-
ощупывание
,
игрушек
,
знакомство со свойствами воды
,
игры с водой
,
опускание предметов в воду
,
вылавливание из воды ложкой
,
сачком
.
Это самая важная часть во всем процессе ознакомления с предметами
,
т
.
к
.
все действия направлены на обогащение тактильного опыта
,
развитие координации рук
.
При этом используются различные методы обучения
:
практические
,
словесные
,
наглядные
.
Знакомство с карточкой
-
изображением материала
.
То есть
,
обучение умению соотносить предмет и его изображение
.
Следующий шаг
-
использование коммуникационного устройства
.
Использование указательного жеста и прослушивание картинки на коммуникаторе
.
Демонстрирую предмет
,
игрушку
(
рыбка
,
медведь
) -
ребенок нажимает на картинку с изображением камешка
-
получает предмет
.
В работе использую и следующий вариант обучения
,
когда ребенку предлагают выбрать один из нескольких предложенных предметов
.
Ребенку предлагается несколько изображений в коммуникаторе
,
затем озвучивается и уточняется его выбор
,
ребенок получает предмет
.
Например
,
озвучивается вопрос
:
«Кто тебе больше всех понравился
?
» Ребенок нажимает кнопку «Медведь» или «Маша»
,
я озвучиваю
:
«Тебе понравилась Маша»
.
Такой алгоритм можно использовать для ознакомления с различными материалами, предметами, игрушками, действиями. Использование его может помочь в формировании и закреплении знаний о предметах быта, игрушках, учебных принадлежностях и т.д.
В работе с детьми важно предварительно
отработать сравнительно устойчивый зрительный контакт
;
усвоить слова или жестовые обозначения
"
да
", "
нет
", "
дай
";
сформировать достаточно устойчивый учебный навык
;
сформировать умение повторить действия по показу
.
научить использовать указательный жест
Могут возникнуть следующие трудности:
Ребенок может пытаться выбирать сразу несколько предметов или картинок.
Ребенок может не обращать внимания на предложенные предметы или картинки.
Ребенок может иметь сложности с выбором в связи с ограничением двигательной функции (тугоподвижность суставов, трудности с поворотом и удержанием головы).
По результатам работы можно сказать, что использовать коммуникационное устройство уже способны 40% детей из группы. Эти дети могут использовать указательный жест, у них сформировалась связь «предмет-изображение», присутствует понимание необходимости нажимать кнопку и прослушивать записанное сообщение. При соответствующей помощи педагога могут включаться в работу дети с серьезными нарушениеми зрения. Все эти дети с высокой готовностью идут на контакт со взрослыми, пытаются вступать в коммуникацию, устанавливают зрительный или тактильный контакт. В группе находятся так же и дети с более низкой потребностью к общению. Есть определенные сложности в организации коммуникативного пространства с ними, но направление работы, все же, перспективно.
Литература:
«Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития» Информационно
-
методический сборник для специалистов под редакциейА
.
Л
.
Битовой
,
директора РБОО «Центр лечебной педагогики»
,
О
.
С
.
Бояршиновой
;
Козлова С
.
А
.,
Куликова Т
.
А
.,
«Дошкольная психология»
2007
год
.
Шокурова
,
Н
.
Ю
.
Развитие тактильных ощущений у детей
/
Н
.
Ю
.
Шокурова
.
— Текст
:
непосредственный
//
Инновационные педагогические технологии
:
материалы
III
Междунар
.
науч
.
конф
. (
г
.
Казань
,
октябрь
2015
г
.).
Баряева Л
.
Б
.,
Гаврилушкина О
.
П
.,
Зарин А
.
П
.,
Соколова Н
.
Д
.
Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
.
— СПб
.:
Издательство «СОЮЗ»
, 2003.
Катаева А
.
А
.,
Стребелева Е
.
А
.
Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников
:
Кн
.
для учителя
.
––М
.:
«БУК
-
МАСТЕР»
, 1993.
–
191
с
:
ил
.
«Особенности развития коммуникативных умений у детей с умственной отсталостью»
,
Федорова М
.
И
.,
“
Infourok
”
, 2016.
«Логопедическая работа с безречевыми детьми»
,
Кириллова Е
.
В
.,
М
.
«Сфера»
, 2011.
«Система альтернативной коммуникации с помощью карточек
(PECS):
руководство для педагогов»
,
Фрост Л
.,
Бонди Э
.
М
.:
Теревин инф
, 2011.
«Обучение неговорящих детей альтернативным формам коммуникации»
,
Богданова О
.
А
.,
ЧОУДОППСиК
, "
Странник
". 2016
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат