Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64

Использование коммуникационного устройства GoTalk на занятиях по коммуникации с детьми, имеющими тяжелыми множественными нарушениями развития. Работа №38898

Дата публикации:
Автор:
Название работы:
Использование коммуникационного устройства GoTalk на занятиях по коммуникации с детьми, имеющими тяжелыми множественными нарушениями развития
Работа:

 

Использование коммуникационного устройства GoTalk 4

на занятиях по коммуникации с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития

 

Нарушение коммуникации - настоящее препятствие в развитии познавательной сферы детей. Обучение устной речи становится приоритетной задачей специалиста. Но результативность из-за последствий коммуникативных нарушений остается очень низкой, в итоге в полной мере не развивается эта сфера и практически останавливается развитие познавательной сферы, понимания языка. Очевидно, что специалисту нужен инструмент для развития коммуникативных навыков ребенка, которые позволят формировать и другие сферы. Важно понимать, что коммуникация - это не только слова.

Альтернативная (дополнительная) коммуникация – это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, не способным удовлетворительно объясняться с помощью речи. Основное правило альтернативной коммуникации: «Человек должен иметь возможность сказать, что хочет, тем способом и с той скоростью, с которой может».

Я работаю воспитателем в доме-интернате для детей инвалидов и инвалидов с детства. Наша группа детей с тяжелыми множественными нарушениями развития неоднородна. В нее входят дети с нарушением слуха, зрения, различными нарушениями общей и мелкой моторики. У всех детей тотальное недоразвитие речи, тяжелая или глубокая умственная отсталость, ДЦП. Что же еще, помимо нарушений развития и особенностей здоровья является общим для всех детей? Отсутствие или снижение мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации, повышенная эмоциональная истощаемость. Все это мешает полноценному развитию и взаимодействию ребенка с окружающим миром.

Учитывая уровень коммуникативного развития детей группы, основной целью работы я определяю формирование коммуникативных потребностей детей, привлечение их к общению, развитие доступных навыков коммуникации.

Во время режимных моментов, на занятиях, в играх я наблюдаю за тем, как дети пытаются привлечь к себе внимание, какие средства они для этого используют – крик, плач, смех, вокализации, жест, взгляд и т.д.; как дети отвечают на внимание взрослого (прекращение или усиление крика, жест, направление взгляда).

Так же, я обращаю внимание на то, как реагируют дети на использование в группе коммуникативной доски, а именно, кто обращает внимание на перемещение карточек, появление и исчезновение их на доске.

В качестве примера использования коммуникационного устройства Go Talk 4 , хочу привести пример занятия «Рыбки плавают в пруду» по коррекционно-развивающей программе «Коммуникация». В рамках данного занятия по коммуникации детям предлагаются следующие материалы: игрушки – герои мультфильма-сказки «Маша и медведь», рыбки, удочки. Все названное - это материалы для игры «Рыбалка». Все это, в какой-то мере, знакомо детям, но используется не на постоянной основе. Предлагаю ознакомиться со схемой, которую я использовала в своей работе с детьми:

Предварительная работа

:

дети знакомятся с героями сказки

,

рассматривают иллюстрации

,

слушают песенки из сказки

,

просматривают мультфильм

.

Демонстрация принадлежностей для ловли рыбок

,

знакомство с внешним видом материалов

.

Практические действия с материалами и принадлежностями

-

ощупывание

,

игрушек

,

знакомство со свойствами воды

,

игры с водой

,

опускание предметов в воду

,

вылавливание из воды ложкой

,

сачком

.

Это самая важная часть во всем процессе ознакомления с предметами

,

т

.

к

.

все действия направлены на обогащение тактильного опыта

,

развитие координации рук

.

При этом используются различные методы обучения

:

практические

,

словесные

,

наглядные

.

Знакомство с карточкой

-

изображением материала

.

То есть

,

обучение умению соотносить предмет и его изображение

.

Следующий шаг

-

использование коммуникационного устройства

.

Использование указательного жеста и прослушивание картинки на коммуникаторе

.

Демонстрирую предмет

,

игрушку

(

рыбка

,

медведь

) -

ребенок нажимает на картинку с изображением камешка

-

получает предмет

.

В работе использую и следующий вариант обучения

,

когда ребенку предлагают выбрать один из нескольких предложенных предметов

.

Ребенку предлагается несколько изображений в коммуникаторе

,

затем озвучивается и уточняется его выбор

,

ребенок получает предмет

.

Например

,

озвучивается вопрос

:

«Кто тебе больше всех понравился

?

» Ребенок нажимает кнопку «Медведь» или «Маша»

,

я озвучиваю

:

«Тебе понравилась Маша»

.

Такой алгоритм можно использовать для ознакомления с различными материалами, предметами, игрушками, действиями. Использование его может помочь в формировании и закреплении знаний о предметах быта, игрушках, учебных принадлежностях и т.д.

В работе с детьми важно предварительно

отработать сравнительно устойчивый зрительный контакт

;

усвоить слова или жестовые обозначения

"

да

", "

нет

", "

дай

";

сформировать достаточно устойчивый учебный навык

;

сформировать умение повторить действия по показу

.

научить использовать указательный жест

Могут возникнуть следующие трудности:

Ребенок может пытаться выбирать сразу несколько предметов или картинок.

Ребенок может не обращать внимания на предложенные предметы или картинки.

Ребенок может иметь сложности с выбором в связи с ограничением двигательной функции (тугоподвижность суставов, трудности с поворотом и удержанием головы).

По результатам работы можно сказать, что использовать коммуникационное устройство уже способны 40% детей из группы. Эти дети могут использовать указательный жест, у них сформировалась связь «предмет-изображение», присутствует понимание необходимости нажимать кнопку и прослушивать записанное сообщение. При соответствующей помощи педагога могут включаться в работу дети с серьезными нарушениеми зрения. Все эти дети с высокой готовностью идут на контакт со взрослыми, пытаются вступать в коммуникацию, устанавливают зрительный или тактильный контакт. В группе находятся так же и дети с более низкой потребностью к общению. Есть определенные сложности в организации коммуникативного пространства с ними, но направление работы, все же, перспективно.

 

 

 

Литература:

«Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития» Информационно

-

методический сборник для специалистов под редакциейА

.

Л

.

Битовой

,

директора РБОО «Центр лечебной педагогики»

,

О

.

С

.

Бояршиновой

;

Козлова С

.

 А

.,

Куликова Т

.

 А

.,

«Дошкольная психология»

2007

год

.

Шокурова

,

Н

.

Ю

.

Развитие тактильных ощущений у детей

/

Н

.

Ю

.

Шокурова

.

— Текст

:

непосредственный

//

Инновационные педагогические технологии

:

материалы

III

Междунар

.

науч

.

конф

. (

г

.

Казань

,

октябрь

2015

г

.).

Баряева Л

.

Б

.,

Гаврилушкина О

.

П

.,

Зарин А

.

П

.,

Соколова Н

.

Д

.

Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

.

— СПб

.:

Издательство «СОЮЗ»

, 2003.

Катаева А

.

А

.,

Стребелева Е

.

А

.

Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников

:

Кн

.

для учителя

.

––М

.:

«БУК

-

МАСТЕР»

, 1993.

191

с

:

ил

.

«Особенности развития коммуникативных умений у детей с умственной отсталостью»

,

Федорова М

.

И

.,

Infourok

, 2016.

«Логопедическая работа с безречевыми детьми»

,

Кириллова Е

.

В

.,

М

.

«Сфера»

, 2011.

«Система альтернативной коммуникации с помощью карточек

(PECS):

руководство для педагогов»

,

Фрост Л

.,

Бонди Э

.

М

.:

Теревин инф

, 2011.

«Обучение неговорящих детей альтернативным формам коммуникации»

,

Богданова О

.

А

.,

ЧОУДОППСиК

, "

Странник

". 2016

Скачать работу
Преимущества нашего сервиса
  • 1. По ФГОС

    Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС

  • 2. Быстро

    Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня

  • 3. Честно

    Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат

На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше 2 000 тестов, олимпиад и викторин
Довольны порталом и становятся постоянными клиентами
Наши олимпиады прошли свыше 1 000 000 раз, суммарно участвовало 300 000 человек
1 шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2 шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3 шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств
Солнечный свет

Магазин ФОП

  • Воспитателю
  • Учителю
  • Руководителю
Перейти
Пожалуйста, подождите.
x
×