Морковкин Сергей Николаевич
учитель трудового обучения по штукатурно-малярному делу
1квалификационной категории
ОГКОУ «Ивановская школа-интернат № 3»
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ
НА УРОКАХ ШТУКАТУРНО-МАЛЯРНОГО ДЕЛА
Скажи мне — и я забуду,
покажи мне — и я запомню,
дай мне сделать — и я пойму.
Конфуций
Одной из основных задач коррекционной школы является в подготовке обучающихся к самостоятельной жизни и труду. Трудность решения этой задачи в первую очередь обусловлена недостатками психического развития, которые свойственны детям с интеллектуальными нарушениями. Однако реальная практика коррекционных школ свидетельствует о том, что при создании определенных условий можно достичь значительных результатов не только в отношении общего развития школьников, но и формировании трудовых навыков, овладении технологическими знаниями и умениями. На уроках и внеклассных занятиях корректируются процессы зрительного и слухового внимания, проводится работа по развитию памяти, мышления, мелкой моторики рук, координации движений, пространственного восприятия, глазомера. Трудовое обучение является важным элементом в решении задач, стоящих перед коррекционной школой, так как трудовые процессы, оперирование теми или иными инструментами и материалами создают лучшие условия для познавательной деятельности. Кроме того, трудовое обучение как раз тот предмет, который определяет единство воспитания и обучения. Давно известно, что воспитание в ходе учебного процесса - самый "экономичный" способ воспитания, не связанный с привлечением дополнительного времени для проведения воспитательных мероприятий. Трудовое обучение воспитывает самосознание, развивает терпение, прививает вкус, приучает к аккуратности, создает хорошее настроение и дарит гордость за хорошо сделанную работу. В процессе обучения обучающиеся овладевают трудовыми навыками, совершенствуют и развивают их, видят результат своих затраченных усилий, таким образом, учебная деятельность развивается на рационалистических началах, способствуя тем самым воспитанию самосознания. Метод проектов в полной мере соответствует этим требованиям метод проектов и открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Использование метода проектов, в коррекционной школе, способствует развитию самостоятельности обучающихся, учит объективно оценивать свою деятельность, развивает коммуникативные навыки, что в свою очередь, влияет на повышение интереса к учебе и улучшает результаты обучения.
Метод проектов можно считать системообразующим фактором образовательного процесса, придающим ему практическую направленность. Обучающиеся должны не только собрать и проанализировать необходимую информацию, изготовить изделие, но и оценить и публично защитить свой проект. Особенностью данного метода является то, что трудовое усилие завершается видимым, ощутимым результатом, только при этом условии труд может стать потребностью. Уроки трудового обучения в нашей коррекционной школе для детей с нарушениями интеллекта дают не только допрофессиональную подготовку, но и в полной мере помогают развитию познавательных процессов, учат взаимодействию с окружающим миром, способствуют формированию технологической культуры. Формирование технологической культуры неразрывно связано с основами проектного мышления у обучающихся. К сожалению, не все учащиеся способны к самостоятельной работе, тогда они становятся помощниками или частью команды и выполняют посильные задания. Главное, чтобы каждый ученик почувствовал свою нужность и сопричастность в деле.
Развитие интереса к предмету, является одним из важнейших факторов обучения и воспитания. Как-то на уроке в 8 классе, рассказывая ребятам о том, как утилизировать строительный мусор, я обратил их внимание на остатки гипсоволокна и других строительных материалов, которые остались в школе после ремонта, затронув проблему экологии, переработки вторичного сырья, озадачил их вопросом «А можно ли как-то использовать строительные остатки?» Ребята стали фантазировать, думать, что из них можно сделать. Возникла идея сделать оформление стены в спальне, ведь разные декоративные украшения интерьера, сделанные своими руками, помогают сделать жизнь более разнообразной и яркой, решили сделать, что-то в морском стиле. Стали думать, как вписать в интерьер задуманные изделия, из чего и как делать. Ребята загорелись желанием создать что-то нужное и красивое. Решили сделать из гипсоволокна аппликацию, которая к тому же будет выполнять и практическую функцию – закроет трещину на стене. Объемная отделка стен — довольно трудоёмкое и сложное занятие, однако от этого и очень интересное.
Так в нашу школьную жизнь вошел метод проекта. И так, цель проекта поставлена - изготовление и установка декоративных элементов для стен спальни «Кораблик». Началась работа по реализации проекта в жизнь. В ходе работы учащиеся познакомились с историей гипса и гипсоволокна, составили план выполнения работ, набросали эскиз, провели замеры.
№
Название операции
Описание операции
Инструменты
Создание эскиза,
раскрой деталей изделия на ГВЛ
Определение
размеров стены,
масштаба изделия. Сделать разметку в соответствии с эскизом на куске гипсокартона.
Вырезать детали.
Рулетка, простой карандаш, линейка, канцелярский нож,
лобзик.
Обработка среза
Отделка края и деталей шпатлевкой, зашкуривание после просушки.
Скруглить края. Прошпатлевать все детали, убирая сколы, неровности
Наждачная бумага
Резиновый Шпатель,
наждачная бумага, респиратор, защитные очки
Пропитка деталей грунтовкой глубокого проникновения и просушить
Кистью покрыть детали грунтовкой
Грунтовка, кисть.
Покрасть детали белой краской
Всю поверхность деталей покрыть краской
Белая краска, кисть,
Крепление обработанных деталей к стене
Закрепить детали на стене при помощи дрели и дюбель гвоздей
Дрель, дюбель гвозди, молоток
Сделали расчет количества и стоимости материалов.
№
Наименование материала
Кол-во
Цена
(руб.)
Стоимость
(руб.)
Применение
Лист ГКЛ 120*250*12 мм
1 шт.
510,00
510,00
Вырез деталей
Шпатлевка финишная «Старатели» 20кг
2 кг
203,00
203,00
Отделка деталей
Грунтовка 10 л
5л
400,00
200,00
Пропитка деталей
Краска водоэмульсионная 5 кг
5 кг
105,00
525,00
Окраска деталей
ИТОГО
1438,00
При работе с гипсоволокном учащиеся не только освоили умение работать с этим материалом, но и получили первоначальные представления о графике: элементарные понятия о техническом рисунке, эскизе, простейших чертежах, сами выполняли эту работу, с помощью измерительных инструментов, что способствовало развитию пространственного воображения.
Во время работы над проектом ребята учились: образно и творчески мыслить, планировать выполнение задуманной идеи, расширяли кругозор. Получили возможность на практике применить знания, полученные на уроках труда, математики, рисования. Развивали навыки самостоятельной работы и самоконтроля. Познакомились с понятием декоративно-прикладного искусства, получили возможность развития своих творческих способностей, на практике поняли, что даже дефект на стене можно закрыть чем-то красивым. Кроме того, ребята, работая над совместным проектом, учились взаимодействовать друг с другом, распределять обязанности, вежливо принимать и отвергать другие предложения или помощь.
В итоге из остатков гипсоволокна, шпатлевки и краски воплотили проект в жизнь.
Стоит сказать, что проект всем очень понравился, а ребята, исполненные гордости и радости от хорошо выполненной работы, дополнили его новыми деталям и задумались о следующих проектах. Это стало одной из традиций школы, каждый 8-9 класс оставляет после себя такую память.
Спальня «Аквариум»Спальня «Роща»
Игровая комната
Сознание важности выполняемой работы, удовлетворение от воплощения задуманного, радость от того, что получилось играют большую роль в воспитании положительного отношения к труду, к расширению кругозора детей.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат