ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Якутина Нина Николаевна, воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Крепыш», г. Ноябрьск
Статья посвящена актуальной теме тревожности, влиянию семьи и общества на развитие тревожности у детей дошкольного возраста. В нестабильном социальном обществе проблема детской тревожности стоит наиболее остро. Детское развитие подвержено стрессогенным факторам и имеет тенденцию увеличиваться из года в год.
В настоящее время тревожность является одним из наиболее распространенных феноменов психического развития, встречающихся в дошкольной практике. Тревожность проявляется в постоянном беспокойстве, неуверенности, ожидании неблагоприятного развития событий, постоянном предчувствии худшего, эмоциональной неустойчивости.
На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные свойства и личностные качества ребенка формируются в данный период жизни. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является актуальной. Решение этой проблемы в старшем дошкольном возрасте поможет устранить проблемы развития личности в период кризиса 7 лет; трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности.
Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.
Тревожность, как проблема эмоционального неблагополучия у детей, исследуется довольно давно, но является актуальной на данный момент. Высокий уровень тревожности говорит о недостаточной эмоциональной адаптированности ребенка.
Накопление дошкольником в достаточной мере неудачных способов преодоления состояния тревоги является предпосылкой формирования тревожности как черты личности. В виду этого, для профилактики невротически - тревожного типа развития личности, необходимой составляющей является помощь детям в нахождении адекватных способов, посредством которых они могли бы совладать с неуверенностью, волнением и другими проявлениями эмоциональной неустойчивости.
Тревожность представляет собой особое эмоциональное состояние, присущее ребенку на постоянной основе и выражается в повышенной эмоциональной напряженности, которая сопровождается страхами, беспокойством, опасениями, что препятствует нормальной деятельности или общению между детьми.
Возникновение детской тревожности возникает при неблагоприятном взаимодействии в семье и неправильном воспитании.
В первом случае, детская тревожность возникает как следствие симбиотических отношений ребенка с матерью, когда мать ощущает себя единым целым с ребенком и ограждает своего ребенка от трудностей и неприятностей жизни, привязывая его к себе, и, как следствие, таких отношений, без матери ребенок испытывает беспокойство, легко теряется, волнуется и боится. В результате чего развивается зависимость и пассивность вместо активности и самостоятельности.
Во втором случае, воспитание основывается на завышенных требованиях, с которыми ребенок не справляется или справляется с трудом. Здесь тревожность вызывается за счет боязни не справиться, сделать не так, как нужно.
В третьем случае, когда к ребенку предъявляется жесткий контроль, строгая система норм и правил, при нарушении которых влечет за собой порицание и наказание. Здесь тревожность ребенка может порождаться страхом отступление от норм и правил, устанавливаемых взрослыми.
Тревожность является одним из основных параметров индивидуальных различий, который в целом проявляется в субъективном неблагополучии личности.
Одной из главных причин детской тревожности является неправильное воспитание, неблагоприятный тип взаимодействия в семье.
Список использованных источников
Астапов, В.М. Диагностика тревожных расстройств и фобий у детей в зарубежных исследованиях[Текст] /
В.М.Астапов
// Прикладная психология. – 2008. – № 2. – С. 64– 75.
Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: в 2 ч. [Текст] / Г. Н. Давыдова. -
М. :
Издательство Скрипторий 2003, 2007.-Ч.1. - 80 с
Лубовский
, В. И. Специальная психология [Текст]: учебное пособие / Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; под ред. В. И.
Лубовского
.-
7е изд.,
испр
. и доп. – М. : Академия, 2009.- 398с.
Макшанцева
, Л. В. Изучение психологических особенностей тревожности детей дошкольного возраста с нормативным и нарушенным развитием [Текст] / С. М.
Валявко
, Л. В.
Макшанцева
, Л. В. // Проблемы диагностики в современной системе психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Сборник научных статей / под ред. Е.
С.Романовой
, С. М.
Валявко
.
–
М. :
Спутник-плюс, - 2010.
Неретина
, Т. Г. Нетрадиционные методы коррекции нарушений: учебное пособие [Текст]/
Т.Г.
Неретина
. –
Магнитогорск :
Магнитогорск.гос
.
техн
. ун-т им Г. И. Носова, 2015. – 157 с.
Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст [Текст] / А. М. Прихожан.
–
СПб
. :
Питер, 2007. – 269322с.
Соловьева, Е. А.
Психология семейного воспитания: учебное пособие [Текст] /
Е. А. Соловьева. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. -256 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат