Методические рекомендации по воспитанию навыка чтения с листа в фортепианном классе ДМШ, ДШИ
Составитель: преподаватель высшей категории МБУ ДО «Чайковская детская школа искусств №1» Ногина В. В.
Отошла в прошлое эпоха клавесинистов, когда в воспитании музыканта господствовал принцип универсализма. Музыкант должен был, как правило, владеть несколькими инструментами, уметь не только исполнять музыку, но также играть с листа, сочинять, импровизировать.
В настоящее время, с развитием средств массовой информации, всеобщей компьютеризацией, наличием и доступностью первоклассных аудио и видеозаписей, интернета роль домашнего музицирования сведена к нулю. Умение читать с листа становится большой редкостью. Среди учащихся музыкальных школ, училищ, высших учебных музыкальных заведений, мало кто владеет этим навыком на достаточно хорошем уровне. В современной педагогической практике это направление развивается крайне слабо.
Как пишет Г.Г.Нейгауз, «слово «техника» происходит от греческого слова «технэ», а «технэ» означало «искусство»». Сейчас уже не представляется спорным вопрос о том, что искусству игры с листа можно и должно обучать, подобно тому, как в эпоху клавиризма специально обучали искусству импровизации. Конечно, есть музыканты, владеющие этим навыком от природы, но тысячу раз прав Г.Г.Нейгауз: «Таланты создавать нельзя, но можно создавать культуру, т.е. почву, на которой растут и процветают таланты».
Для педагогов ДШИ, как практиков первого звена музыкального образования, целью является обучение технике чтения с листа. Педагог призван научить азам этого искусства через перспективную методику овладения таким сложным навыком с тем, чтобы заложить основу для скорочтения и готовить, в конечном итоге, благодатную среду, условия для формирования большого музыканта.
Навык чтения с листа – сложное умение, включающее в себя комплекс составных элементов.
Быстрое
зрительное
восприятие знаков нотного текста;
забегание
глазами вперед (
предслышание
последующего материала).
Мгновенная ассоциация
зрительного
со
слуховым
(по принципу «вижу - слышу»)
.
Образование внутренних
пианистических
ощущений того, что воспринято (зрительно и «
слухово
») и мгновенное воплощение на клавиатуре, преимущественно за счет выработанных
автоматизмов
(зрительных – фактурных, аппликатурных; двигательных - пианистических)
.
Умение, читая текст, мысленно проводить операции по
упрощению
фактуры.
В основе современной методики формирования навыка чтения с листа два основополагающих принципа:
1. Расчленение на составные элементы и доведение каждого из них до степени автоматизма.
2. Обучение должно вестись по принципу постепенного усложнения задачи.
Одним из обязательных условий по формированию и развитию навыка чтения с листа является разнообразие репертуара, - яркая, образная музыка; обилие ансамблей; построение обучения по принципу «от простого к сложному».
Достижение навыка «вижу – слышу – исполняю» немыслимо без накопления у детей разнообразных музыкальных впечатлений (звуковых комплексов, музыкальных образов, интонаций-символов). К этому ведет обогащение слухового опыта, воображения, развитие внутреннего слуха. Поэтому необходимо как можно больше слушать музыки.
С этой же целью необходимо отдавать предпочтение ансамблевой игре (при чтении с листа). Совместное музицирование педагога и ученика или двух и более учащихся (если партию учителя играет ученик) повышает интерес к занятиям, развивает цепкость внимания, быстроту реакции, беглость чтения, тренирует сообразительность. Но при этом необходимо соблюдать указанный темпоритм и передавать характер произведения.
В целом работу необходимо строить по методу группировки материала по степени трудности. Необходимо периодически, как исключение, давать более легкие для прочтения с листа произведения. Целесообразно их после прочтения транспортировать в разные тональности. Естественно, сложность таких заданий зависит и от уровня развития учащегося, его природных данных. То есть, применять методику следует, может быть, несколько видоизменяя, в зависимости от конкретных условий работы с учеником.
Рекомендуется использовать сборники (И.Рябова, Т.Ляховицкая и др.), предназначенные для чтения с листа в младших и средних классах ДШИ, в том числе и на уроках ансамбля. Как правило, эти дисциплины вводятся с 1 кл., то есть после обучения ребенка в подготовительной группе, где он уже получил определенные навыки игры на фортепиано. В силу изложенных выше причин и с учетом требования наиболее перспективных, передовых методик обучения, рекомендуется чтение с листа начинать сразу на двух нотных станах, одновременно в скрипичном и басовом ключах. Параллельно давать материал для обучения и закрепления навыков игры в пределах одной позиции (на монодических мелодиях) отдельно правой и левой рукой.
Для успешного овладевания навыком чтения с листа очень важен сам метод работы с нотным текстом. (Его нужно применять и на уроках специальности при ознакомлении с новым произведением.)
Необходимо учить ребенка видеть целыми линеарными построениями (мотив, фраза), распознавать рисунок мелодии (гаммообразный, арпеджированный), направление движения мелодической линии; узнавать аккорд или интервал (по расстояниям между нотами); понимать интонационно-смысловые связи между звуками.
В однотипных фразах узнавать и осмысливать повторяющиеся и кадансовые обороты. Формированию этого навыка могут служить специальные упражнения для тональной настройки: попросить ученика сыграть кадансовые обороты: T – S – D – T ; K- D- T и др. в виде аккордов или коротких арпеджио.
При чтении знакомого мелодического рисунка, определять лишь первый и конечный звуки и начинающий аппликатурную формулу палец, а остальные воспринимать по направлению движения и расстоянию между звуками.
На начальном этапе обучения чтению с листа педагогу важно каждый урок посвящать определенной задаче, работать над воспитанием какого-то конкретного навыка. С этой целью полезно использовать ряд упражнений, предлагаемых И.Рябовым.
Навык ускоренного восприятия текста и умение забегать вперед глазами тренируется специальными
упражнениями на «фотографирование»
(можно использовать при этом маленький картонный экра
н-
«передвижку», с помощью которой на короткое время показывается фрагмент текста и затем ученик играет его по памяти).
«Игра вслепую»
- позиционных построений, затем гамм, арпеджио, аккордов, несложных секвенций.
Заучивание фактурных и аппликатурных формул (моделей гамм, интервалов, аккордов, арпеджио).
Составление таблиц – интервалов в пределах квинты (аппликатура), 3-х и 4-х звучных аккордов (аппликатура).
Отработка аппликатуры без инструмента, на инструменте.
Исполнение аккордов – фигурациями снизу вверх (разложение) и фигураций – аккордами (сжатие).
Нужно приучить ребенка перед прочтением текста с листа проанализировать его. Определить тональность, размер, тип фактуры, особенности мелодического и ритмического рисунка, найти границы фраз, повторы, определить в целом форму и характер исполняемой музыки, найти и тщательнее продумать трудные места. Затем должно следовать мысленное эскизное проигрывание.
При систематических, интересных, правильно построенных, творческих занятиях, «чтение с листа» становится одним из любимых предметов у детей. Они с нетерпением ждут неделю до следующего урока: «Когда же в следующий раз «чтение со страниц»?». Радостно слышать подобные высказывания из уст малыша-первоклассника.
В. В.Ногина
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат