Тыльченко Л.Ю., учитель трудового обучения, ГБОУ РХ «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха», г.Абакан
Труд как средство воспитания детей с нарушениями слуха и ОВЗ.
В современном мире мало внимания уделяется на трудовое воспитание молодого поколения. Достает ли целенаправленности и систематичности трудовому воспитанию? Всё чаще можно слышать справедливые нарекания, что дети фактически ничего не умеют делать собственными руками, не знают ценности вещей, о том, какой труд в них вложен.
Весь процесс воспитания детей может и должен быть организован так, чтобы дети научились понимать пользу и необходимость труда не только для себя, но и для коллектива, для семьи, для общества.
Важное воспитательное значение имеет формирование у детей трудолюбия. Меня часто спрашивают, как ребенку привить трудолюбие? Всегда отвечаю, только своим собственным примером. Что бы вы ни делали, чем бы вы не занимались, всегда, целенаправленно и системно нужно ставить ребенка рядом с собой. Систематически занимаясь трудом, ребенок формируется в ответственную и успешную личность. Трудовая деятельность помогает воспитывать у учащихся волю к преодолению трудностей, вырабатывать привычку доводить до конца начатую работу, видеть «прекрасное» вокруг.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для детей с нарушениями слуха» города Абакана принимает в свои стены детей с различными нарушениями. Задача педагогов – научить ребенка не только общаться с окружающими, но и привить трудолюбие. Только целенаправленная и систематическая работа в этом направлении будет способствовать подготовке учащихся к самостоятельной жизни, обучению коммуникативным навыкам, оказании помощи при вступлении во взрослую жизнь.
Трудовое обучение предусматривает вовлечение детей в разнообразную деятельность. Уроки трудового обучения представляют своеобразный стержень всей учебной, коррекционно-воспитательной работы, тесно связанны с другими предметами и способствуют более продуктивному обучению. На уроках создается база житейских понятий, которые затем используются на других уроках. Учащиеся впервые встречаются с новыми словами, типами фраз в условиях потребности в них, созданных ситуациями практической деятельности.
В нашей школе мы применяем 4 вида практической деятельности лепку, аппликацию, рисование и сельскохозяйственный труд. Дети учатся не только лепить, рисовать и клеить, но и ухаживать за растениями и животными, содержать в порядке рабочее место, убирать территорию вокруг школы.
Через практические занятия формируются трудовые умения и навыки. Общественно полезный труд необходим для дальнейшей правильной адаптации в социуме.
Следует подчеркнуть то, что ребенку нужно время, для того чтобы научиться трудовым умениям и навыкам. Одному требуется один час, а другому не один год. Начинать нужно с малого, тогда желание трудиться не пропадет. Необходимо следить за тем, чтобы начатое доводилось до конца. Не выполнять за детей то, что они могут сделать сами. Поощрять желание помогать взрослым. Благодарить за выполненную работу. Вместе радоваться успехам.
Включаясь в труд, дети вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда. На основе возникающих в труде отношений формируются личностные качества.
В результате возникающих отношений воспитанников к самому процессу труда формируется понятие о труде как источнике благосостояния общества и условии развития и становления личности. Отношение учащихся к процессу труда имеет большое значение для формирования у них таких личностных качеств, как терпение, старание, внимательность, справедливость, добросовестность, организованность, целеустремлённость, трудолюбие, дисциплинированность, самокритичность.
По мере усвоения трудовых навыков дети приобретают самостоятельность в выполнении действий, учатся выполнять задания быстро, правильно, аккуратно. Овладения навыками, умениями в сфере хозяйственно-бытового труда обеспечивает большую активность, инициативу действий в быту, включения в различные трудовые процессы.
Один из важных процессов в трудовом воспитании - это внеклассная работа.
Внеклассная работа призвана удовлетворять следующие потребности: творческие, познавательные, коммуникативные, компенсаторные, профориентационные, досуговые, психотерапевтические.
Внеклассная работа в нашей школе проводится с детьми разного возраста, объединенных в одну группу. Это способствует наилучшему усвоению знаний и умений и несет в себе целевую установку, основанную на подражании старшим. Наиболее эффективным является индивидуальное и дифференцированное обучение.
Во время занятий, где идет постоянное влияние старшего возраста, преемственность поколений, младшие школьники подражают среднему звену, получая моральный и эстетический импульс. Этот импульс исходит от старших, более опытных и организованных. И именно они являются образцом для подражания. Для этого предусматриваются разноуровневые практические задания по разделам в соответствии с уровнем развития учащегося и его возраста. Причём проявлять творчество в труде воспитанник сможет лишь в том случае, когда труд является посильным.
Но перед ребенком не только ставится сложная задача, и предоставляется свобода в выборе средств, но и обязанность нести ответственность за свой выбор в качестве выполнения работы. Все это является дополнительным стимулом в освоении декоративно-прикладного искусства. А старшие получают возможность почувствовать себя в роли учителя и наставника, это способствует осмысленному и ответственному подходу в освоении ремесла, которое им понадобится в будущем для более успешной социализации в обществе. Такая организация дополнительного образования вырабатывает целеустремленность, силу воли, значимость труда для их будущего. Работы, выполненные в кружках и студиях, участвуют в выставках на уровне с нормой. Это придает учащимся силу и повышает самооценку.
Исходя из выше сказанного. Трудовое воспитание способствует приобретению активной жизненной позиции, успешной адаптации в социуме. Дети являются активными участниками Международных, Республиканских и городских фестивалей конкурсов, добиваясь больших результатов.
Литература
Статья в журнале
Титова, Я. Б. Уроки трудового обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт работы // Школьная педагогика. - 2019. — № 3. — С. 8-11.
Книга
Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Методика предметно-практичекого обучения в школе для глухих детей / Т.С. Зыкова, М.А Зыкова. – Москва: издательский центр «Академия»
2002. - 171с.
Скворцова В.О. Социальное воспитание детей с отклонениями в развитии / В.О Скворцова. – Москва: издательство Владос. 2009.
Неретина Т. Г. Спецеальная педагогика и коррекционная психология. / Т. Г. Неретина. - Москва: МПСИ, 2010.
Интернет-документы:
https://moluch.ru/th/2/archive/136/4467/ (дата обращения: 10.09.2020).
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат