Сопоставительный анализ стихотворений М.И. Цветаевой «Стихи растут, как звёзды и как розы…» и А.А. Ахматовой «Мне ни к чему одические рати…»
Творчество – это лучшее из проявлений человеческой сути. Но КАК появляется шедевр, всегда остаётся загадкой и чудом.
От Пушкина («Минута – и стихи свободно потекут…») до Маяковского («Хожу, размахивая руками, мыча…») поэты пытались объяснить процесс творчества, передать свои ощущения в момент создания произведения. Такую же попытку в разное время сделали две современницы, два больших поэта – Марина Цветаева и Анна Ахматова.
Стихотворение Марины Цветаевой написано в 1918 году: поэту 26 лет, идет второй год революции.
Стихи растут, как звёзды и как розы…
Пятистопный ямб задаёт торжественный настрой, усиленный ассонансом «О» в словах «звЁзды» и «рОзы», а потом ещё и в перекрёстной рифме «апофеОзы». Первый стих определяет вертикаль от неба (звёзды) до земли (розы) – всеохватывающий взгляд на мир. Олицетворение «стихи растут» подчёркивает самодостаточность, самопроизвольность, независимость творчества, как появление звёзд и цветов. Третье сравнение «Как красота - ненужная в семье» звучит несколько странно (казалось бы, красота всегда и везде нужна). Очевидно, это можно понять так, что носитель стихотворческого дара не сам выбирает высокое ремесло: оно именно «даруется» поэту свыше, а он должен быть достоин дара, что накладывает на его жизнь трудности – «как красота - ненужная в семье», где красота ведёт за собою ревность и семейные ссоры?..
Вторая строфа – ответ на вопрос: «Откуда мне сие?»:
Мы спим, - и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
Образ сна, особо подчёркнутый в следующей строке и выделенный тире «- во сне -_» - это ответ. «Сон» исключает активное участие поэта, возвеличивает значение той силы, которая наделяет человека особым даром, как везением, когда на лугу найдёшь клевер не в три, как все, а в четыре лепестка.
Вдохновение – «небесный гость» - снисходит свыше, проникая «сквозь каменные плиты» жизненного быта, дарует поэту открытие «закона звезды» и «формулы цветка». Кольцевая композиция заставляем читателя вернуться к образу огромного мира от «звезды» до «розы», но уже с осознанием того, что поэту - «во сне» - открыты все тайны.
В стихотворении Анны Ахматовой, написанном двумя десятилетиями позже, в 1940 году, явственно слышна перекличка, даже полемика с Цветаевой:
Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей…
Стих Ахматовой звучит весомо, важно, но последняя строка строфы – короткая, в два ударения – придаёт некоторую простоватость: сочетание «высокого штиля» в начале и просторечных «по мне», «не так, как у людей» уже готовит нас к «прозе», к «быту». Цветаевское сочетание «стихи растут» у Ахматовой появляется ровно в середине стихотворения в окружении «сора» и «стыда». Ахматова начинала как акмеист, и отзвуки поэтики этого течения слышны в стихотворении. «Почвой» ее поэзии становится и «жёлтый одуванчик у забора», и «лопухи и лебеда», и «сердитый окрик», «запах дёгтя свежий», «таинственная плесень на стене». Ряд не окончен (стоит многоточие), примет земной жизни много. Если поэзия Цветаевой – небесный дар, то у Ахматовой источник другой – земная жизнь во всех проявлениях: звуки, запахи, ощущения. И растения. Только вместо роз – сорняки… И тем не менее –
…стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
Оба поэта говорят о поэзии как явлении: «стихи растут» (сами! И подчас как «ненужная красота» и «некстати»). И хотя источники, причины для каждого поэта свои, их стихи остались не только «на радость вам и мне», но и для понимания мира с его «законом звезды» и «формулой цветка».
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат