Воронина Наталья Ивановна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3
г.Шебекино Белгородской области»
Условия успешного формирования социально-бытовых навыков
у учащихся с ограниченными возможностями здоровья
С 01 сентября 2016 года обучение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется по Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) и Федеральным государственным образовательным стандартам образования обучающихся с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта).
Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и отказ от представлений о «необучаемых детях» определили появление двух взаимосвязанных процессов. С одной стороны, современный уровень развития научных достижений в сфере медицины, специальной психологии и коррекционной педагогики в целом позволяет обеспечить необходимый для успешной интеграции уровень развития определенных категорий детей с ОВЗ. С другой стороны, растет доля «тяжелых» детей с комплексными нарушениями.
Однако система обучения и сопровождения детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии до сих пор находится в стадии становления. При этом специалисты и педагогические работники зачастую оказываются не готовыми осуществлять действенную помощь таким детям. Это обусловлено несколькими факторами:
1. На современном этапе имеются апробированные, научно обоснованные программы обучения и воспитания детей с ОВЗ, ориентированные на одно ведущее (первичное) нарушение. Однако применение этих программ в работе с детьми, имеющими сочетание нескольких первичных нарушений, не обеспечивает в полной мере эффективность коррекционного воздействия.
2. Категория детей с ТМНР крайне разнообразна по структуре, степени и характеру проявлений.
3.Необходим комплексный подход к обучению и сопровождению, систематическая длительная коррекционная работа, организованная на всех возрастных этапах усилиями разных специалистов.
4. Недостаточно разработана система ранней помощи таким детям, а это обусловливает устойчивость и фиксированность нарушений, появление множества вторичных отклонений и трудности компенсации нарушенных функций у ребенка.
5. Тенденция к появлению новых вариаций сложных нарушений определяет проблемы диагностики и планирования содержания коррекционной работы с учетом индивидуальных особенностей и компенсаторных возможностей ребенка.
Как видим, вопросы обучения и воспитания детей данной категории являются малоизученными и носят дискуссионный характер. Вместе с тем практическая потребность в изучении, определении образовательных возможностей детей с комплексными нарушениями, а также разработки системы их социализации крайне высока.
Согласно требованиям ФГОС О УО (вариант 2), в зависимости от особенностей развития ребёнка, разрабатывается специальная индивидуальная программа развития (СИПР).
Одной из задач, на которые ориентирован СИПР, является формирование у обучающихся социально-бытовых навыков.
Социально-бытовые навыки – это совокупность специфических навыков, вменяемых обществом человеку в различных ситуациях как обязательные.
К социально-бытовым навыкам относят навыки социального характера: самообслуживания, культурно-гигиенические навыки, и навыки бытового характера: умение одеваться, убирать за собой и другие.
Стоит отметить, что формирование и развитие социально-бытовых навыков у детей с тяжёлой и средней степенью умственной отсталости – очень сложный процесс, непосредственно связанный с их психическим состоянием, развитием моторики, двигательной активностью.
В содержании специального стандарта предусмотрено постепенное поэтапное развитие социального опыта каждого ребенка.
Помочь личности активно включиться в социальную среду, в общественный труд – одна из главных задач обучения и воспитания ребёнка с ОВЗ.
Успех подготовки воспитанников к самостоятельной жизни зависит от ряда условий:
1. Полноценная социально-бытовая подготовка детей осуществима лишь путём целенаправленной педагогической работы.
2.Формирование социально-бытовых знаний и умений должно представлять собой целенаправленную систему работы.
3.Цель педагогической работы – достижение каждым умственно отсталым ребёнком максимально возможного для него уровня социально – бытовой умелости.
4.Необходимо чётко планировать свою работу, ориентируясь на достижение конкретных результатов в подготовке воспитанников. При выборе методов и приёмов, а так же вариантов применения каждого метода, необходимо учитывать социально-бытовой опыт каждого ребёнка, уровень его развития, индивидуальные особенности и возможности, т.е. осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся.
5.Чёткости планирования педагогической работы способствует целенаправленный контроль над динамикой усвоения детьми социально-бытовых знаний и умений, т.е. педагогическая диагностика.
6.Важно сделать максимально наглядным весь учебный материал.
7.Одним из условий успешности обучения детей является их активная деятельность в процессе восприятия и усвоения материала.
8. Обеспечение понимания детьми учебного материала, его осмысление – важное условие успешности обучения.
9. Средством повышения уровня развития ребёнка с интеллектуальной недостаточностью служат коррекция и компенсация недостатков его развития.
10. От выполняемой деятельности ребёнок должен получать чувства удовлетворения, т.е. деятельность должна быть положительно мотивирована. Отношение к деятельности во многом зависит оттого, достигает ли ребёнок успеха в этой деятельности, находится ли при её выполнении в ситуации успеха, чувствует ли себя «умелым». Поэтому формируемые у ребёнка знания и умения должны быть ему доступны.
11. Игровые методы и приёмы позволяют педагогу осуществить обучение детей в более доступной и привлекательной для них игровой форме.
12. Успешность педагогической работы по социально-бытовой подготовке учащихся зависит от взаимодействия учителя, воспитателя, тьютера и родителей обучающегося: согласованности их действий, информированности о работе друг друга и её результатах, скоординированности работы.
При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала.
Все вышеперечисленные условия организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ и создают предпосылки социальной адаптации умственно отсталых школьников.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат