Особенности организации проектной и исследовательской деятельности школьников на уроках и во внеурочное время
Ефименко Юлия Борисовна,
учитель английского языка
ОГБОУ«Вейделевская СОШ»
Белгородской области
В рамках реализации ФГОС второго поколения актуальным в педагогическом процессе становится использование методов и приемов, которые формируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения делать выводы, строить умозаключения.
В основе стандартов второго поколения лежит системно-деятельностный подход, в основе которого предусматривается участие обучающихся в учебном процессе в качестве субъекта учения, когда знания не преподносятся в готовом виде, а самостоятельно добываются в ходе проектной и исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время.
Способов развития интеллектуально-творческого потенциала личности учащихся много, но собственная исследовательская практика и создание своих проектов - один из самых эффективных.
Организация исследовательской и проектной деятельности по английскому языку проводится на разных уровнях и в разных формах. Прежде всего, это урочная деятельность школьников. В качестве творческих домашних заданий школьникам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на вопросы, написание мини сочинений, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и т. п.
В качестве примеров урочной учебно-исследовательской деятельности учащихся выступают проблемные уроки; уроки-проекты; уроки-дискуссии.
Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности - это проектная работа по интересам, подготовка и участие в олимпиадах разных направлений, конференциях.
Исследовательская деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время имеет существенные различия. Прежде всего, это конечные цели этой деятельности. Если в течение урока использование элементов исследовательских приёмов предполагает тренировку применения отдельных навыков, то исследовательская работа во внеурочное время нацеливает учащихся на серьёзный конечный результат, совмещающий в себе все этапы написания работы. Второй немаловажный факт - это временные рамки. Развитие исследовательских навыков требует определённого времени. Несколько минут исследовательской работы на уроке приводит к развитию интереса у школьников к занятиям во внеурочное время. Таким образом, заинтересовав школьника научно-исследовательской работой, и педагог и учащийся посвящают ей не меньше 2-3 месяцев. Третьим фактом является заинтересованность написания научно-исследовательской работы не всеми учащимися, а, именно теми, кто действительно заинтересовался исследовательской работой, желанием проводить исследования в какой-либо области знаний.
И для учителя важно, чтобы на своих уроках он обучал элементам исследования, которые могут пригодиться учащимся для работы над различными проектами по различным темам, интересным для него. Самое главное помочь юному исследователю на начальном этапе, поддержать его идею и нацелить с ним перспективу дальнейшей работы.
Трудность написания исследовательских работ заключается в том, что мы не имеем достаточной теоретической базы ни в библиотеках школы, ни дома. Приходиться активно работать с Интернет-ресурсами, находить нужный материал, анализировать, обобщать его и затем применять при исследовании.
Работа по развитию научно-исследовательской деятельности даёт не только ученику возможность развивать навыки исследования, но и пополняет опыт работы учителя. С каждым годом совместной работы учитель не только продвигается вперёд в своём педагогическом развитии, но и для себя узнаёт много новых и интересных вещей.
Этапы организации исследовательской деятельности и роль педагога на разных этапах:
• I этап. Диагностика. Выявление учащихся, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей. Взаимодействие учителя и учащихся тесное.
• II этап. Определение темы, целей, постановка задач. На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей.
• III этап. Выполнение работы. Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.
• IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик (ученики) - равноправные партнёры.
На этапе самоанализа учащиеся и учитель анализируют причины неудач, выбранные пути решения.
Выбирая тему реферата или исследовательской работы, учащиеся руководствуются своими желаниями и интересами. В конце работы учащиеся представляют творческие отчёты. Формы могут быть различны: выпуск газеты, школьного журнала, оформление выставки, творческий отчёт по эксперименту, защита реферата или исследовательской работы.
На начальном этапе учащиеся обучаются совместной творческой и исследовательской деятельности. Важно продумать систему поощрений за активную исследовательскую деятельность учащихся. Осознание того, что любые твои усилия, самые маленькие достижения, в том числе и в исследовательской работе, будут замечены и публично отмечены, хотя поощрение может носить чисто символический характер (грамоты, благодарственные письма, памятные подарки, дипломы) заставляет учащихся трудиться в течении учебного года.
В среднем и старшем звеньях школы подход к исследовательской деятельности становится более традиционным. Прежде всего, это творческие домашние задания, подбираемые индивидуально для каждого учащегося. В ходе каждого урока преподаватель контролирует, направляет и корректирует деятельность учеников. Итогом такой работы является защита учебно-исследовательского проекта на уроке и выход лучших работ на школьный уровень.
При оценивании исследовательских работ учащихся старших классов необходимо обращать внимание на следующие моменты:
• работы должны быть выполнены самостоятельно;
• ценным является творчество, интеллектуальная продуктивность, оригинальность взглядов или подходов;
• интернет может быть использован только как толчок к самостоятельному исследованию;
• реферативная работа должна носить аналитический характер и содержать собственные выводы автора;
• работа должна иметь практический и теоретический интерес;
• учитывается грамотность выполнения, тематическая широта использованного лексического материала.
Виды исследовательской деятельности на уроках английского языка:
- метод проектов. Представители групп готовят сообщения по теме;
- практические работы. На уроках английского языка можно провести ряд практических работ. Например, правильно составить повествовательное и вопросительное предложения.
- кейс – технологии. Сущность этого метода заключается в том, что учащимся предлагаются конкретные ситуации, которые обсуждаются на занятиях и служат основой дальнейшей исследовательской деятельности.
Требование к учителю при организации учебно-исследовательской работы
Организация учебно-исследовательской работы с учащимися предъявляет и особые требования к педагогу:
• положительное отношение к учащемуся;
• проявление уважения к личности и поддержание чувсва собственного достоинства в каждом;
• признание права личности быть непохожей на других;
• предоставление права на свободу выбора;
• оценка не личности учащегося, а его деятельности, поступков;
• учёт индивидуально-психологических особенностей учащихся.
Учителю необходимо совершенствовать технологию обучения и помнить, что когда позволяется ученику самостоятельно что-то изобрести или открыть, развивается его творческая активность.
Школьная практика работы над проектом и исследованием показывает, что в них нет неуспевающих детей. Одной из особенностей организации исследовательской деятельности является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным. Интерес, радость, творческий поиск, жаркие споры – каждому находится дело по душе.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что проектная и исследовательская деятельность способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний.
Современный подход к реализации потенциалов исследовательской деятельности учащихся должен строиться на принципах личностно-ориетированного образования - именно в этом случае в процессе её организации удастся достичь существенно иных результатов личностного развития учащихся.
На этапе, когда учащиеся начинают работать над исследовательскими проектами, очень важен адекватный выбор темы.
Необходимо учитывать как интересы, так и интеллектуальные и даже материальные возможности учащихся. Темы, предлагаемые учащимся, должны быть разными по сложности, направленности, но все должны быть основаны на изучаемом или изученном материале. Обеспечение литературными источниками также входит в компетенции учителя;
О достижении цели можно сказать лишь тогда, когда учащийся сам поймёт значимость исследовательской деятельности и будет стремиться к поставленной цели.
Список испорльзуемой литературы:
1. Мелехина С.И. Развитие познавательной активности школьников в проектной деятельности. – научно-методический журнал «Школа и производства», № 1, 2006.
2. Организация проектной деятельности в школе: система работы/ авт.-сост. С.Г.Щербакова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
3. Петров А.В., Ярославова Г.Д. Опыт организации проектной деятельности. – научно-методический журнал «Школа и производство», № 8, 2008.
4. Савенко А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: учебная литература, 2006.
5. Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников // Исследовательская работа школьников. – 2003. №1. –
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат