Женские истоки толерантности.
Жизнь – это взаимозависимость, общение. Нет независимых людей, все существует во взаимосвязи и общении.
Базовыми характеристиками процесса общения являются уважение, любовь, свобода, красота. А это в свою очередь созвучно с идеей толерантности, которая стала не только актуальной темой теоретических размышлений, но и одной из ведущих областей практической жизни.
Сам термин толерантность является междисциплинарным, вследствие чего имеет множество аспектов. «На уровне философского анализа проблемы толерантности подчеркивается различные аспекты ее специфики. Толерантность проявляется в стремлении личности достичь взаимного понимания и согласования мотивов, установок, ориентаций, не прибегая к насилию, подавлению достоинства другого человека, но используя гуманитарные возможности: диалог, разъяснение, сотрудничество. Толерантность заключает в себе признание равенства или уважения другого, отказ от доминирования и насилия» [1].
В данной работе проблема толерантности рассматривается в аспекте отношений «женщина – мужчина».
Женская проблема осознавалась всеми реформаторами всех времен и народов. Формировавшийся в ходе реформ идеал нового человека не мог не затронуть вопрос о статусе женщины в обществе, подвергая его переосмыслению.
С незапамятных времен в различных культурах существовали более или менее сходные представления о мужской и женской сущностях. Парадокс в отношениях между мужчиной и женщиной, заключается в том, что «женщина унижена теми, с кем она живет в тесной близости, одновременно находясь «в постоянном положении подкупаемой и запуганной». Парадоксальность ситуации усугубляется тем, что она вредит нравственной стороне жизни не только женщины, но и мужчины и что в этом процессе мужчина деградирует вместе с женщиной» [2].
Но, несмотря на существующие принижения и ущемления, женщине всегда удавалось создавать отношения с мужчиной, основанные на доверии, внимании и уважении, что никак не согласуется с порабощением и эксплуатацией. И в этом видится главная миссия женщин: «она состоит в том, чтобы продемонстрировать всему миру «ахимсу во всей ее полноте и совершенстве»… «Прогресс ненасилия, по всей видимости, ужасающе медленный процесс… это самый надежный путь к общей цели… Насилие, даже ради защиты справедливости, уже почти изжило себя»» [3].
«Если ненасилие являет собой закон нашего бытия, то будущее принадлежит женщине» [4], - так оценивал роль женщины в распространении идеи ненасилия во всем мире Ганди. Чувство любви более всего присуще женщине – продолжает Ганди. А именно ее недостает сегодняшнему человечеству. И оказавшись в «пограничной ситуации», человек в поиске своей основы все чаще вспоминает о Праматери, именуемой по-разному, но имеющую одну суть.
Двойственная суть нашего бытия (инь и ян) говорит о необходимости уравновешивания этих двух начал для сохранения мира. Предыдущая история человечества, в большей степени, носила патриархальный характер. Теперь же для сохранения баланса, необходима переоценка и переориентация в матриархальную сторону. О том же писал в свое время Н. Г. Чернышевский: «Меня возмущает всякое неравенство. Женщина должна быть равной мужчине. Но когда палка была долго искривлена в одну сторону, чтобы выпрямить ее, должно перегнуть ее на другую сторону. Так и теперь: женщины ниже мужчин. Каждый порядочный человек обязан, по моим понятиям, ставить свою жену выше себя – это временный перевес необходим для будущего равенства» [5].
Для этого необходимо обновление сознания, его освобождение от старых стереотипов.
Под равенство следует понимать не противопоставление одного другому, не преодоление дуализма, а «нераздельность и неслиянность» двух частей одного целого.
Закон вселенского равновесия Н. А. Бердяева гласит: «Категория пола – мужское и женское – категории космические, не только антропологические. Христианская символика Логоса и души мира, Христа и Его Церкви, говорит о космической мистике мужского и женского, о космической брачной тайне. Не только в человеке, но и в космосе есть половое разделение мужского и женского и половое их соединение. Душа мира – земля - женственна по отношению к Логосу – светоносному Мужу и жаждет соединения с Логосом…» [6].
Возможно и знаменитое «Красота спасет мир» Ф. М. Достоевского подразумевало то же. Сами понятия – забота, нежность, любовь, красота – женского рода, а функции просветления и перерождения соотносятся с женщиной, что еще раз подтверждает наступление эпохи Женщины. Сегодня это проявляется во всех сферах жизнедеятельности: и в политике, и в бизнесе, и в СМИ, и в образовании.
Важно сейчас выпрямить согнутый в сторону маскулинного вектор развития человечества путем временного перегиба в сторону феминного для последующей гармоничной эволюции мира. Поэтому и необходима, прежде всего толерантность – как терпимость, уважение, сострадание, любовь.
Список использованных источников:
КожухарьГ.С
. Проблема толерантности в межличностном общении// Вопросы психологии. 2006. №2. С.3-5; 10-11.
Руп
Рекха
Верма
. Отсутствующая личность// Феминизм:
Восток
.З
апад.Россия
. М., 1993, С.154.
Цит. по: Мезенцева
О. Статус женщины в индуизме
XIX
-
XX
вв.//Феминизм: Восток. Запад.
Россия
.М
., 1993. С.143.
Там же. С.144.
Чернышевский Н.Г. Полное собрание сочинений: в 15 т. Т.1. М., 1939. С.444.
Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С.402.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат