Дата публикации:
26.09.2021
Автор:
Кашина Светлана Викторовна
Название работы:
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА «МАСТЕРСКАЯ РУКОДЕЛИЯ»
Работа:
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА МАСТЕРСКАЯ РУКОДЕЛИЯ
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Потребность и понимание того, что духовное – это первооснова любого общества и любой личности, всё больше приходит в нашу жизнь. Мы начинаем понимать, ценить и выстраивать приоритеты, не иначе как для развития духовно-нравственной сферы личности, основы современного воспитания.
Духовность является фундаментальным свойством человека, интегрирует в себе духовные потребности и способности человека самореализовывать себя в поисках истины, в творчестве, в стремлении к добру, свободе, справедливости.
Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
Мы, педагоги, работающие с детьми, несем большую ответственность за воспитание подрастающего поколения, а значит, и за то, какой будет наша Родина в будущем. Поэтому каждому из нас на своем месте надо в первую очередь направить все силы на воспитание совестливости, честности, правдивости, ответственности, милосердия, отзывчивости, тактичности, добропорядочности, сострадающей и сочувствующей личности. Я двадцать шестой год руковожу коллективом декоративно-прикладного творчества, и, как одно из решений данной проблемы вижу в организации занятости учащихся полезной деятельностью. Другими словами, на практике убедилась в том, что если ребенок умеет что-то делать, любит свое дело, то оно, с одной стороны уберегает его от многих дурных наклонностей, а с другой стороны - облагораживает духовно и нравственно.
Свою работу в коллективе Мастерская рукоделия стараюсь организовать так, чтобы воспитать у девочек трудолюбие, бережливость, дисциплину, честность, деликатность в словах и делах, вежливость и другие нравственные качества. Впервые приходят в коллектив учащиеся 7-8 лет. В таком возрасте в учащихся заложена уникальная способность к деятельности, основные свойства детского организма – неутомимая жажда познания, любопытность и непосредственность . Увидев в нашем кабинете много сшитых и связанных персонажей из любимых сказок, кукол, игольниц, кошельков, сумок, прихваток, салфеток, шапок и шарфов они хотят приходить сюда вновь и вновь и обязательно появляется желание научится все это делать самому. Моя задача - всеми способами закрепить это желание, помочь его развить. От взрослого во многом зависит вырастет ребенок трудолюбивым и аккуратным, будет ли он прилежным и внимательным во время занятия. Я вижу, что учащиеся пришедшие в мой коллектив хотят освоить приемы декоративно-прикладного творчества, открыть для себя много нового и интересного.
Первое занятие в коллективе это увлекательное путешествие в бумажную страну, где все: облака, дома, птицы и животные сделаны из бумаги. Первые шаги бумагопластики настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя возможности бумаги: рвет, мнет, сгибает, режет, образует спирали, пластичные формы. Моя задача научить из всего этого сделать красивую работу, чтобы она приносила чувство удовлетворения, гордость за свой труд. Каждая работа должна иметь законченный вариант, даже если это только маленькая божья коровка на зеленом листе или гриб в траве. Обязательно нужно оценить труд ребенка по достоинству и не забываю похвалить его. Детская поделка, конечно, не так совершенна, как сделанная взрослым, но в процессе ее изготовления у ребенка формируется уважительное отношение к труду, развиваются элементарные трудовые навыки, малыш приобщается к творчеству, переживает радость созидания, обогащается духовно и нравственно.
С младшей группой мы обшиваем любимые куклы, сначала шьем постель для них, потом одежду. На первых же практических занятиях мы выполняем лоскутное одеяло. На мой вопрос, видел ли кто что-то подобное и где, многие вспоминают, что видели такое одеяло у бабушки в деревне. Рассказываю, что шилось оно вручную долгими зимними вечерами из цветных лоскутков, тщательно подобранных по цвету и рисунку. Такая лоскутная мозаика стала входить в обиход в ХIХ веке, когда в деревню начали завозить фабричные цветные ситцы и сатины, пришедшие на смену домотканой шерсти, льну, конопле. Из ситца шили рубахи, другую одежду и предметы домашнего обихода, а оставшиеся лоскутки воплощались затем в знаменитые бабушкины пестрые одеяла, покрывала, ковры.
В средней группе учащиеся шьют мягкую игрушку. В качестве сырья идут в ход старые шапки, шубки, сапоги, остатки меха, драпа и сукна. Как правило, игрушки предназначены в подарок близким, знакомым, следовательно, должны быть выполнены очень тщательно, аккуратно, с фантазией. Меня всегда радует это детское бескорыстие: потратив немало времени, что-то переделывая и доделывая, они с удовольствием приносят в дар плоды своего труда. Стараюсь всячески поощрять такие порывы, но всегда призываю любое начатое дело доводить до конца, работать качественно, чтобы и спустя время не было стыдно за свои изделия. Многоплановость учебной программы позволяет разнообразить трудовую деятельность учащихся, познакомить с различными технологиями, даёт возможность творческого самовыражения каждого ребенка, способствует эстетическому и духовно - нравственному развитию личности. Со старшими детьми мы учимся вязать крючком и спицами, работаем с книгами и журналами по вязанию. Знакомство с инструкцией, работа со схемой узора, расчет петель, вязание – все это длительное кропотливое занятие, которое требует терпения и усидчивости, сосредоточенности и дисциплины.
Учащиеся моего коллектива с большим интересом работают над разделом программы Вязание цветов.
Когда дети занимаются в коллективе третий, четвертый год, мы легко понимаем друг друга, потому что за это время они привыкают к моим требованиям. Но, поначалу, все бывает не просто. Работе с младшими школьниками я уделяю особое внимание. В этом возрасте у детей формируется интерес к познанию, развивается логическое и творческое мышление, формируется база духовно-нравственных, этических, правовых норм поведения. Если мы хотим, чтобы ребёнок завтра поднялся на одну ступень выше в своём духовном, интеллектуальном развитии, учителю на эту ступеньку нужно подняться сегодня.
На занятиях я стараюсь создать обстановку отличающуюся от школы. Этому способствует и оформление кабинета и дружеская, доброжелательная атмосфера. Во время работы разрешается негромко разговаривать, общаться друг с другом и педагогом. С первых занятий обращаю внимание на то, как и что говорят дети. Ни для кого не секрет, что они сейчас очень раскованы в своих выражениях. Помимо подросткового сленга можно услышать и откровенно ругательные слова, смысла которых они просто не понимают. Стараюсь не пропускать ни одного дурного слова, услышанного от детей. Говорю о том, какую силу оно имеет: может поддержать, обрадовать, излечить от недуга, а может огорчить, сильно ранить и даже убить. Поэтому так важно следить за своей речью. Провожу с учащимися беседу О грехе сквернословия.
Просвещаю учащихся в области личной гигиены через курс бесед Азбука здоровья, Азбука нравственности. В познавательном и воспитательном отношении эти беседы интересны ребятам, они могут посмотреть на себя глазами знатоков, начинают придерживаться норм, постепенно отвыкая от дурных привычек (нехорошие слова, невыдержанность, дурные манеры).
Нравственные качества личности не формируются на пустом месте, поэтому обращаю внимание на любой конфликт, возникающий между детьми. Разбираю ситуацию, делаю внушение согласно древней истине - поступай по отношению к другим так, как ты хочешь чтобы они поступали по отношению к тебе. Эта фраза нередко звучит на моих занятиях, хочется верить, что она будет служить жизненным ориентиром для моих учащихся и после того, как мы расстанемся. В нашем коллективе есть опыт проведения интегрированных занятий Волшебные нити колдовства, Народные промыслы России, посиделки Добрых рук мастерство, Рождественские калядки, где дети знакомятся с традициями и обрядами русского народа. Каждый год коллектив принимает участие в городском празднике Масленица. На занятиях во время общения со свои учащимися стараюсь затрагивать отдельные вопросы, касающиеся Православных праздников, обычаев, традиций.
Говоря о духовности, мы все понимаем, какая это тонкая и глубокая сфера: здесь трудно найти критерии оценки, трудно обобщить сделанное и подвести итоги, трудно предположить как и когда отзовется наше слово. Но все же нам надо постараться вернуть детям то ценное и полезное, что украшало и облегчало жизнь наших предков. Возможно, тогда мы сумеем разумно устроить и нынешнюю жизнь.
Скачать работу
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Потребность и понимание того, что духовное – это первооснова любого общества и любой личности, всё больше приходит в нашу жизнь. Мы начинаем понимать, ценить и выстраивать приоритеты, не иначе как для развития духовно-нравственной сферы личности, основы современного воспитания.
Духовность является фундаментальным свойством человека, интегрирует в себе духовные потребности и способности человека самореализовывать себя в поисках истины, в творчестве, в стремлении к добру, свободе, справедливости.
Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
Мы, педагоги, работающие с детьми, несем большую ответственность за воспитание подрастающего поколения, а значит, и за то, какой будет наша Родина в будущем. Поэтому каждому из нас на своем месте надо в первую очередь направить все силы на воспитание совестливости, честности, правдивости, ответственности, милосердия, отзывчивости, тактичности, добропорядочности, сострадающей и сочувствующей личности. Я двадцать шестой год руковожу коллективом декоративно-прикладного творчества, и, как одно из решений данной проблемы вижу в организации занятости учащихся полезной деятельностью. Другими словами, на практике убедилась в том, что если ребенок умеет что-то делать, любит свое дело, то оно, с одной стороны уберегает его от многих дурных наклонностей, а с другой стороны - облагораживает духовно и нравственно.
Свою работу в коллективе Мастерская рукоделия стараюсь организовать так, чтобы воспитать у девочек трудолюбие, бережливость, дисциплину, честность, деликатность в словах и делах, вежливость и другие нравственные качества. Впервые приходят в коллектив учащиеся 7-8 лет. В таком возрасте в учащихся заложена уникальная способность к деятельности, основные свойства детского организма – неутомимая жажда познания, любопытность и непосредственность . Увидев в нашем кабинете много сшитых и связанных персонажей из любимых сказок, кукол, игольниц, кошельков, сумок, прихваток, салфеток, шапок и шарфов они хотят приходить сюда вновь и вновь и обязательно появляется желание научится все это делать самому. Моя задача - всеми способами закрепить это желание, помочь его развить. От взрослого во многом зависит вырастет ребенок трудолюбивым и аккуратным, будет ли он прилежным и внимательным во время занятия. Я вижу, что учащиеся пришедшие в мой коллектив хотят освоить приемы декоративно-прикладного творчества, открыть для себя много нового и интересного.
Первое занятие в коллективе это увлекательное путешествие в бумажную страну, где все: облака, дома, птицы и животные сделаны из бумаги. Первые шаги бумагопластики настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя возможности бумаги: рвет, мнет, сгибает, режет, образует спирали, пластичные формы. Моя задача научить из всего этого сделать красивую работу, чтобы она приносила чувство удовлетворения, гордость за свой труд. Каждая работа должна иметь законченный вариант, даже если это только маленькая божья коровка на зеленом листе или гриб в траве. Обязательно нужно оценить труд ребенка по достоинству и не забываю похвалить его. Детская поделка, конечно, не так совершенна, как сделанная взрослым, но в процессе ее изготовления у ребенка формируется уважительное отношение к труду, развиваются элементарные трудовые навыки, малыш приобщается к творчеству, переживает радость созидания, обогащается духовно и нравственно.
С младшей группой мы обшиваем любимые куклы, сначала шьем постель для них, потом одежду. На первых же практических занятиях мы выполняем лоскутное одеяло. На мой вопрос, видел ли кто что-то подобное и где, многие вспоминают, что видели такое одеяло у бабушки в деревне. Рассказываю, что шилось оно вручную долгими зимними вечерами из цветных лоскутков, тщательно подобранных по цвету и рисунку. Такая лоскутная мозаика стала входить в обиход в ХIХ веке, когда в деревню начали завозить фабричные цветные ситцы и сатины, пришедшие на смену домотканой шерсти, льну, конопле. Из ситца шили рубахи, другую одежду и предметы домашнего обихода, а оставшиеся лоскутки воплощались затем в знаменитые бабушкины пестрые одеяла, покрывала, ковры.
В средней группе учащиеся шьют мягкую игрушку. В качестве сырья идут в ход старые шапки, шубки, сапоги, остатки меха, драпа и сукна. Как правило, игрушки предназначены в подарок близким, знакомым, следовательно, должны быть выполнены очень тщательно, аккуратно, с фантазией. Меня всегда радует это детское бескорыстие: потратив немало времени, что-то переделывая и доделывая, они с удовольствием приносят в дар плоды своего труда. Стараюсь всячески поощрять такие порывы, но всегда призываю любое начатое дело доводить до конца, работать качественно, чтобы и спустя время не было стыдно за свои изделия. Многоплановость учебной программы позволяет разнообразить трудовую деятельность учащихся, познакомить с различными технологиями, даёт возможность творческого самовыражения каждого ребенка, способствует эстетическому и духовно - нравственному развитию личности. Со старшими детьми мы учимся вязать крючком и спицами, работаем с книгами и журналами по вязанию. Знакомство с инструкцией, работа со схемой узора, расчет петель, вязание – все это длительное кропотливое занятие, которое требует терпения и усидчивости, сосредоточенности и дисциплины.
Учащиеся моего коллектива с большим интересом работают над разделом программы Вязание цветов.
Когда дети занимаются в коллективе третий, четвертый год, мы легко понимаем друг друга, потому что за это время они привыкают к моим требованиям. Но, поначалу, все бывает не просто. Работе с младшими школьниками я уделяю особое внимание. В этом возрасте у детей формируется интерес к познанию, развивается логическое и творческое мышление, формируется база духовно-нравственных, этических, правовых норм поведения. Если мы хотим, чтобы ребёнок завтра поднялся на одну ступень выше в своём духовном, интеллектуальном развитии, учителю на эту ступеньку нужно подняться сегодня.
На занятиях я стараюсь создать обстановку отличающуюся от школы. Этому способствует и оформление кабинета и дружеская, доброжелательная атмосфера. Во время работы разрешается негромко разговаривать, общаться друг с другом и педагогом. С первых занятий обращаю внимание на то, как и что говорят дети. Ни для кого не секрет, что они сейчас очень раскованы в своих выражениях. Помимо подросткового сленга можно услышать и откровенно ругательные слова, смысла которых они просто не понимают. Стараюсь не пропускать ни одного дурного слова, услышанного от детей. Говорю о том, какую силу оно имеет: может поддержать, обрадовать, излечить от недуга, а может огорчить, сильно ранить и даже убить. Поэтому так важно следить за своей речью. Провожу с учащимися беседу О грехе сквернословия.
Просвещаю учащихся в области личной гигиены через курс бесед Азбука здоровья, Азбука нравственности. В познавательном и воспитательном отношении эти беседы интересны ребятам, они могут посмотреть на себя глазами знатоков, начинают придерживаться норм, постепенно отвыкая от дурных привычек (нехорошие слова, невыдержанность, дурные манеры).
Нравственные качества личности не формируются на пустом месте, поэтому обращаю внимание на любой конфликт, возникающий между детьми. Разбираю ситуацию, делаю внушение согласно древней истине - поступай по отношению к другим так, как ты хочешь чтобы они поступали по отношению к тебе. Эта фраза нередко звучит на моих занятиях, хочется верить, что она будет служить жизненным ориентиром для моих учащихся и после того, как мы расстанемся. В нашем коллективе есть опыт проведения интегрированных занятий Волшебные нити колдовства, Народные промыслы России, посиделки Добрых рук мастерство, Рождественские калядки, где дети знакомятся с традициями и обрядами русского народа. Каждый год коллектив принимает участие в городском празднике Масленица. На занятиях во время общения со свои учащимися стараюсь затрагивать отдельные вопросы, касающиеся Православных праздников, обычаев, традиций.
Говоря о духовности, мы все понимаем, какая это тонкая и глубокая сфера: здесь трудно найти критерии оценки, трудно обобщить сделанное и подвести итоги, трудно предположить как и когда отзовется наше слово. Но все же нам надо постараться вернуть детям то ценное и полезное, что украшало и облегчало жизнь наших предков. Возможно, тогда мы сумеем разумно устроить и нынешнюю жизнь.
Преимущества нашего сервиса
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат
На портале «Солнечный Свет»
более
2000
тестов
97%
клиентов
свыше
1000000
участий
На нашем портале свыше
2 000 тестов, олимпиад
и викторин
Довольны порталом
и становятся
постоянными
клиентами
Наши олимпиады прошли
свыше 1 000 000 раз,
суммарно участвовало
300 000 человек
1
шаг
Участие
Пройдите тестирование по выбранной теме
2
шаг
Результат
Довольны результатом? Перейдите в свой личный кабинет
3
шаг
Диплом
Введите данные для оформления диплома победителя
Более 20-ти шаблонов и образцов
для ваших дипломов и свидетельств