Формирование нравственных ценностей у младших школьников в начальной школе.
Формирование нравственных ценностей у детей на уроках одна из самых главных задач педагога. Эта задача не простая, но выполнимая. Учителю будет очень трудно воспитать у ребенка эти ценности, так как все дети разные и к каждому ребенку нужен свой индивидуальный подход.
Прежде чем узнать о нравственных ценностях, нам нужно понять, что такое нравственность. На наш взгляд, нравственность - это осознанное и совестливое отношение к чему – либо. Не у каждого человека есть нравственность. Нравственным должен быть тот человек, у которого есть совесть и духовные качества, необходимые человеку в обществе. Вот что писал о нравственности Я.А. Коменский. В своем трактате « Наставление нравов» он приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней» [3; с. 202 - 203].
А что же мы понимаем под нравственными ценностями? Нравственные ценности - это те ценности, которые развивают и совершенствуют личность. К ним мы можем отнести: справедливость, честность, верность, искренность, преданность, надежность, правдивость, доброжелательность, порядочность, терпимость, благодарность, ответственность, уважение, коллективизм, дисциплинированность и многие другие ценности.
Первые годы ребенка в школе являются важным этапом в развитии нравственных ценностей. Дети все разные, по - разному реагируют на различные ситуации, на поведение своих одноклассников. Они обижаются, ябедничают, дерутся, вредничают. Это очень плохо. И задача учителя не допустить этого. Конечно же, в начальной школе учителю трудно это сделать. Ведь дети еще совсем маленькие, многого не понимают. Каждый поступок ребенка, в какой - то степени влияет на других детей. Они оценивают его как хороший и плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. Детям все интересно, они замечают каждую мелочь и сильно реагируют на нее. Конечно же, никому не понравится такое отношение к себе, поэтому у детей часто происходят конфликтные ситуации друг с другом. Часто это приводит к тому, что многие дети замыкаются в себе, их не слышно и не видно. Это в основном тихие, спокойные и отсталые в развитии дети. А те дети, которые более умные, веселые, заводные, которые не сидят на месте, всегда будут ставить себя выше тех скромных и спокойных детей. Такое отношения между одноклассниками не должно быть. Все должны быть на равных. Поэтому перед учителем стоит огромная задача, сформировать у каждого ребенка нравственные ценности. Ну, например, возьмем урок чтения. Литература всегда представляла собой одно из важнейших средств формирования нравственных ценностей. Читая литературу, ребенок накапливает и расширяет свой жизненный опыт, создает ту духовную среду, которая обогащает и развивает личность ребенка. Использование художественной литературы помогает ребенку сформировать свою систему взглядов, мировоззрение, отношение к обществу. На примере сказок и рассказов, где добро побеждает зло, где учат верности, справедливости, отзывчивости, благородности, порядочности и многим другим ценностям, дети стремятся подражать положительному герою и проживают все события, которые с ними произошли.
Результатом формирования нравственных ценностей является появление у ребенка определенного набора нравственных качеств. Дети уже понимают и знают, как им нужно себя вести в определенной ситуации, с определенными людьми. Также они знают, что нужно с уважение относиться к старшим, быть верными друзьями, быть дисциплинированными на уроке, ответственными за свои поступки, быть честными, справедливыми и терпимыми по отношению одноклассникам. Конечно же, процесс формирования нравственных ценностей происходит не в определенном возрасте. Он продолжается и изменяется в течение всей жизни. Но для того , чтобы ребенок смог нормально жить в среде себе подобных, нравственные ценности должны формироваться уже в раннев детском возрасте.
Литература:
1. Божович, Л. И. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. /Л.И. Божович. - Москва, 2000.-468с.
2. Соловейчик, С.Л. Педагогика для всех. /С.Л. Соловейчик. – М., 1987.
3. Харламов, И. Ф. Педагогика. / И. Ф. Харламов.– М.: Гардарики, 1999. - 520 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат