Язык физической науки как средство реализации ФГОС в школе
«Если Вы хотите узнать Природу, оценить ее красоту, то нужно понимать язык, на котором она разговаривает. Он дает информацию лишь в одной форме, и мы не вправе требовать от нее, чтобы она изменила свой язык, стараясь привлечь наше внимание». Р. Фейнман утверждает, что математика – это не просто язык физики, это язык и логика вместе, это орудие его размышления. При реализации ФГОС учителю необходимо обратить на это внимание учащихся. Именно язык науки дает нам возможность сконцентрировать в минимальном объеме огромную информацию об окружающем нас мире
На уроках необходимо не просто констатировать факт существования замечательного языка науки. Надо заставить ученика удивиться и обрадоваться наличию у него возможности пользоваться этим языком. На уроке можно затеять игру – аукцион среди учащихся: кто почерпнет большую информацию из данной формулы или графика. По отношению к определенной формуле можно предложить им добавить к ней одну величину и игра возобновляется. Учащиеся не только видят, но и чувствуют те огромные возможности, которые представляет им наука физика для овладения тайнами природы.
С целью формирования у учащихся понимания языка физической науки, выяснения его специфики, развития речи учащихся полезно применить на уроке сравнение научного и художественного видения окружающего мира. Такое сравнение рождает у учащихся мысль о взаимном обогащении науки и искусства, учит внимательно относиться к словам, вчитываться в формулировки законов, правил; способствует развитию речи учащихся, пробуждая стремление выразить изучаемый материал своими словами. Выделить основные черты языка физики помогает сравнение описаний одного и того же явления учеными и поэтами или писателями. Например, явление конвекции в атмосфере в метеорологии описывается следующим образом: «Под влиянием притока солнечной радиации вблизи земной поверхности происходит распределение температуры воздуха по высоте. В результате перегрева отдельных масс воздуха над земной поверхностью возникают конвекционные потоки. Наиболее благоприятные условия для их возникновения создаются днем. Благодаря более низкой температуре в верхних слоях атмосферы происходит конденсация водяных паров и образование облачности».
То же явление писатель описывает иначе: «Погода была прекрасная… Жара все не унималась. По ясному небу едва-едва неслись высокие и редкие облака, изжелта-белые, как весенний запоздалый снег. Их узорчатые края, пушистые и легкие… медленно, но видимо изменялись с каждым мгновением: они таяли, эти облака, и от них не падало тени» (Тургенев И.С.)
Особенно важное значение этот прием сравнения различного видения мира имеет для учащихся, увлеченных физикой и скептически относящихся к гуманитарным наукам и искусству. Кроме того, этот прием создает условия для проявления оценочной функции знаний, без которых невозможно понимание особенностей физической науки.
Продолжая разговор о языке физической науки как стимуле интересов учащихся к предмету, необходимо отметить влияние на этот интерес языка учителя. В процессе обучения происходит постоянное перекодирование языка изучаемой науки на язык, понятный учащимся. Восприятие учебного материала зависит от эмоционального настроя, который создается учителем и определяется отбором материала, построением сообщения и подбором речевых средств.
Педагогическая практика показывает, что одним из самых распространенных видов формализма в знаниях учащихся является неумение выразить смысл изучаемого своими словами, скованность словесными формулировками учебника. Умение же выразить смысл своими словами издавна рассматривается как понимание. Поэтому важнейшей задачей учителя является сделать свою речь доступной и интересной для учащихся. Нельзя выражать свои мысли «суконным языком». Право пользоваться образным языком, метафорами, сравнениями, аналогиями не должно быть монополией поэтов-оно должно быть предоставлено и учителям.
В явлении электромагнитной индукции Максвелл увидел факт порождения электромагнитного поля переменным магнитным полем. Утверждая факт существования и обратного процесса, ученый предсказал за 10 лет до опытов Герца существование распространяющегося со скоростью света электромагнитного поля - электромагнитных волн. Гениальность Максвелла проявилась еще и в том, что, наряду с другими действиями света, им был предсказан и факт существования светового давления, казалось бы, совсем невозможный факт.
Возможность космических полетов, определяемая законами классической механики и, главное, законом всемирного тяготения, была предсказана К.Э. Циолковским задолго до их осуществления.
Учителю необходимо каждый раз обращать внимание на язык физической науки. Это позволит учащимся еще раз увидеть мощь физических законов, величие процесса познания, почувствовать переход от незнания к знанию, от неточного знания к более точному
Если мы хотим, чтобы язык науки физики стал действительным стимулом развития познавательных интересов учащихся, нужно, чтобы язык учителя был понятен и интересен.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат