«Логоритмика, как средство сохранения и укрепления психофизического здоровья детей в музыкальной деятельности»
Что же такое логоритмика?
Изначально это слово обозначало речь и ритм, развитие речи с помощью ритма. Сейчас логоритмика – это целая система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Федеральный закон «Образование» первоочередной задачей образовательных учреждений ставит «здоровье человека и свободное развитие личности». Таким образом, перед нами, как участниками педагогического процесса возникает ряд образовательных задач, для создания условий, при которых ребёнок – дошкольник получал бы полноценное развитие. При этом невозможно отделить здоровье ребёнка и его психологический комфорт.
Одним из направлений моей работы является использование в образовательной деятельности логоритмики, как технологии, основанной на использовании связи слова, музыки и движения. Помимо развития речи, логоритмические упражнения помогают укреплению костно-мышечного аппарата, развивают дыхание, мелкую и крупную моторику, чувство ритма, выработку точной координации. А также являются источником удовольствия и положительных эмоций.
В логоритмике, в тесной связи со словом, музыкой и движением возникли разнообразные формы: это и музыкальная пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, и музыкальные подвижные игры, логопедические распевки, валеологические песенки, игровой массаж, различные упражнения.
Как правило, логопедические упражнения имеют более узкое направления, необходимое для решения конкретной задачи. Например, упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра). Эти упражнения направлены на различение сильной доли в музыке. Это прекрасно формирует и развивает слуховое внимание.
Пример:
Дети стоят по кругу. У каждого в руках маленький мяч. При акценте на счет «раз» в четырехдольном размере , I - мяч высоко подбрасывается вверх, на 2—3—4 нужно успеть обернуться и поймать мяч, не дав ему упасть на пол.
Упражнения для развития чувства ритма необходимы, для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи, что очень важно для детей, страдающих заиканием или нарушениями темпа речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи.
Пение прекрасно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа, улучшает дикцию и координирует слух и голос.
При подборе певческого материала педагог должен учитывать возрастные возможности певческого диапазона. Так, для детей 2—3 лет — «ми—ля»; 3—4 лет — «ре-ля»; 4—5 лет — «ре—си»; 5—6 лет — «ре—си», иногда до второй октавы; 6—7 лет — «ре-до», «до» второй октавы.
У занимающихся воспитывается певческая установка, т.е. правильная осанка в пении. Педагог напоминает, что во время пения можно сидеть или стоять прямо, не поднимая плеч, положив руки па колени или опустив вдоль туловища. Перед исполнением или разучиванием песни можно использовать такую распевку:
Мы проверим спинку
Спиночку, тростинку
Вот она какая
Спиночка прямая.
Музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, формирует чувство музыкального ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения.
На логоритмических занятиях для развития звуковысотного слуха можно использовать колокольчики, звучащие различно по высоте. Дети узнают, какой колокольчик «поет» выше, какой — ниже.
Металлофон, поставленный наклонно, может стать «музыкальной лесенкой»: дети различают направление звукоряда, расстояние между звуками.
Для развития ритмического чувства используются инструменты ударной группы или же любые инструменты, имеющие звук только одной определенной высоты. Например, дети играют в «музыкальное эхо»: один ребенок придумывает свой ритмический рисунок, а другой точно его повторяет.
Для развития тембрового слуха полезно сравнивать звучание не только различных инструментов: струнных, духовых или ударных, — но и сходных по тембру и характеру звучания, например бубенчика и бубна, металлофона и треугольника ит.д.
При исполнении музыкально – инструментальных произведений, педагог рассаживает детей так, чтобы справа от него находились низко звучащие инструменты, а слева — высокие; ударные размещаются сзади, произвольно.
Пальчиковые игры. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры проводятся с пением, с проговариванием текста, а также с мелкими предметами.
Материал с музыкальными пальчиковыми играми представлен в папке с общим доступом.
Упражнения на развитие мимики. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика. Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными. Эти упражнения направлены на развитие мимической и артикуляционной моторики (подвижность губ и щек).
При всём многообразии видов логоритмики в музыкальной деятельности, важно, в первую очередь не забывать, что для ребёнка это не упражнения, а игра, взаимодействие со взрослым. Поэтому выполняйте упражнения в хорошем настроении и с улыбкой. Совсем не обязательно сопровождать стишок именно описанными движениями. Вы можете и сами придумать или заменить их своими, лишь бы их мог повторить ребёнок и ему это нравилось.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат