Приобщение учащихся к методам научного исследования
В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удается что-нибудь «открыть»: установить закон плавления тел, исследовать зависимость силы тока от напряжения и сопротивления проводника, определить фокусное расстояние линзы и т.д.
В процессе выполнения опытов проявляется самостоятельная мыслительная деятельность школьников. Им приходится сравнивать, анализировать явления, делать выводы о наблюдаемых закономерностях. Активный поиск решения поставленной учителем задачи приводит к созданию у учащихся устойчивых познавательных интересов, выросших на базе их ситуативной заинтересованности. В этом случае интерес к цели, результату совпадает с интересом к достижению этой цели, и учащиеся вдохновенно работают в течение всего урока, проявляя непроизвольное внимание. При таком внимании деятельность привлекает сама по себе, тогда как при произвольном внимании они должны заставить себя заниматься данным предметом.
К.Д. Ушинский указывал, что приохотить учащихся к учению гораздо важнее, чем приневолить. В этом плане фронтальные опыты, представленные учащимися каких их первые научные исследования, имеют особенно большое значение. Наслаждение самим трудом, процессом его выполнения (ведь ученик считает себя первооткрывателем) приводит к сознательному выполнению данной работы.
Вызвав интерес к процессу деятельности, учитель должен увлечь ученика содержанием и способом выполнения работы. В этом умении заключается искусство педагога.
Учение не должно быть забавой и содержать только интересные виды работы, но если в течение урока учащийся поддерживает свое внимание только рядом усилий, если все в уроке ему неинтересно, то очень быстро наступает утомление, ребенок теряет внимание, отвлекается и присутствует на уроке «просто так».
Ученика надо приобщить к радости умственного труда, дать ему испытать удовлетворение от творчества, открытия, победы. Чем чаще учитель будет предоставлять ученику такие возможности, тем глубже будет его интерес к предмету. Ученику интересно, когда изучение физики представляется для него как решение конкретной задачи, как постоянная работа мысли. Однако здесь необходимо отметить, что важным условием воспитания на уроке интереса к предмету является доступность и посильность выполнения задания для каждого школьника. Прежде всего учитель должен четко поставить задачу и объяснить цель проведения опытов. В конце урока очень важным является обсуждение результатов самостоятельных опытов учащихся. Пусть они выдвигают свои теории, думают, спорят. Естественно, что их ответы будут не всегда правильными. Постоянные сравнения правильных и неправильных понятий приведут к более прочному усвоению знаний. Ученик почувствует себя почти что первооткрывателем, приобретет вкус к науке.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат