Особенности развития творческих способностей старших дошкольников.
Рекомендации по развитию творческих способностей старших дошкольников в ДОУ
Брехт Жанна Сергеевна
Михиенко Оксана Федоровна
Кемеровская область – Кузбасс, пгт Промышленная
МБДОУ д/с № 1 «Рябинка»
Творческие способности являются одним из основных рычагов воспитания старших дошкольников в ДОУ.
Т. Ф. Ефремова определяет «особенность» как отличительную черту кого-либо, чего-либо, то, что придает своеобразие кому-либо.
Как отмечают Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев и другие, «дошкольное детство является сензитивным периодом становления творческих сил и способностей».
Именно в этот период происходят изменения во многих сферах: совершенствуются психические процессы - внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, активно развиваются личностные качества, а на их основе - способности и склонности.
Как отмечают Е. В. Котова, С. В. Кузнецова, Т. А. Романова «…в старшем дошкольном возрасте происходят переломные моменты в развитии внимания. В этот период начинает проявляться форма произвольного внимания, но, несмотря на изменения в развитии внимания, остается непроизвольное внимание».
В старшем дошкольном возрасте происходят значительные изменения в процессе развития памяти. Память в этом возрасте носит непроизвольный характер.
Становление мышления в старшем дошкольном возрасте связано с усвоением новых способов умственных действий, возможности для развития различных форм образного мышления.
В старшем дошкольном возрасте начинает интенсивно формироваться логическое мышление, определяя тем самым перспективу творческого развития.
Творческие способности старших дошкольников развиваются в художественной деятельности: музыкальной, театрализованной, игровой, рисовании и лепке, конструировании, художественно-речевой и других видах деятельности.
Анализ научной и методической литературы позволяет нам составить некоторые методические рекомендации для педагогов-воспитателей по развитию творческих способностей старших дошкольников в различных видах деятельности.
Знать современную научно-методическую литературу по проблеме развития творческих способностей старших дошкольников.
Выбирать формы работы по развитию творческих способностей старших дошкольников с учетом ФГОС (
ДО
).
Знать психологические особенности старших дошкольников в аспекте развития творческих способностей.
Учитывать, формируя творческие способности старших дошкольников,
самостоятельность.
Дл
я педагога-воспитателя важно сформировать у старших дошкольников необходимые представления, умения и навыки, с помощью которых старшие дошкольники смогут самостоятельно организовать любую деятельность. Согласно этому, обогащению опыта детей старшего дошкольного возраста будут способствовать расширение предметно-пространственной среды разнообразными предметами, материалами, что даст возможность сформировать творческую инициативу, любознательность, при этом расширение и изменение предметно-пространственной среды должно быть своевременным и учитывать обогащающийся опыт детей.
Использовать беседы, занятия, экскурсии, упражнения, игры, досуг с целью обогащения опыта дошкольников
. Это
позволит разнообразить действия дошкольников в музыкальной, игровой и художественно-изобразительной деятельности, разнообразить тематику игр, изобразительной деятельности.
Планомерное обогащение жизненного опыта дошкольников, должно являться важной составляющей в вопросе по развитию творческих способностей старших дошкольников.
Немаловажное значение для формирования творческих способностей дошкольников играет
индивидуальная работа
с детьми, имеющими низкий уровень самостоятельности в различных видах деятельности.
В данном случае важно построить процесс развития творческих способностей таких детей на основе использования положительного примера со стороны сверстников, педагога-воспитателя. Если это касается трудовой деятельности, то в ходе выполнения поручений дошкольника с низким уровнем самостоятельности необходимо ставить в пару с более сильными детьми, что будет стимулировать детей к качественному выполнению трудовых поручений, формировать у них умения и навыки, нужные для творческого решения проблем.
В процессе
игровой деятельности
важно привлекать детей с низким уровнем развития творческих способностей к изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым играм, что даст возможность развить желание дошкольников участвовать в коллективной игровой деятельности, самостоятельно вносить элементы новизны, сформирует умение самостоятельно планировать игровую деятельность.
Развитию творчества будут способствовать проблемные ситуации в игровой, музыкальной и художественно-изобразительной деятельности, которые позволят дошкольникам самостоятельно решать возникшую проблему, определять способы ее решения.
В процессе художественно–изобразительной деятельности знакомство старших дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволит расширить опыт дошкольников, а выполнение коллективных работ с первичной постановкой цели деятельности, сформирует у дошкольников умение коллективно планировать предстоящую деятельность, прислушиваться друг к другу, творчески реализовывать общий замысел, вносить элементы новизны, не опираясь на помощь педагога.
В процессе развития творческих способностей старших дошкольников необходимо участие родителей (законных представителей). Родители должны быть активными участниками в развитии творческих способностей детей. Задача родителей не позволить ребенку потерять способности воображать, мыслить, творить.
Предложим рекомендации родителям (законным представителям) для развития и сохранения творческих способностей старших дошкольников.
Создавать условия в семье для раскрытия творческого потенциала.
Знать современную научно-методическую литературу по проблеме развития творческих способностей старших дошкольников.
Не забывать о психическом здоровье своих детей.
Быть терпимыми, уважать любопытство, вопросы и идеи ребенка.
Помогать ребенку, ценить в себе творческую личность.
Помогать справляться с разочарованием и сомнением творческого поиска.
Находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка. Избегайте критиковать первые опыты – как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.
Предложенные методические рекомендации помогут педагогам развить творческие способности старших дошкольников, а родителям помогут сформировать и сохранить творческий потенциал своих детей.
ЛИТЕРАТУРА
Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок [Текст]: кн. для учителя / Н. А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1972. -287 с.
Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка [Текст] / Т. Ф. Ефремова. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000.
Комарова, Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников. [Текст]: монография / Т. С. Комарова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2014. - 144 с.
Котова, Е. В. Развитие творческих способностей дошкольников [Текст]: методическое пособие / Е. В. Котова, С. В Кузнецова, Т. А. Романова М.: ТЦ Сфера, 2010. — 128 с. — (Библиотека Воспитателя).
Телегина, И. С. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников в сюжетном рисовании [Текст] / С. И. Телегина // Сибирский педагог
ический журнал. - 2008. - № 7.
Юрченко, Л. Г. Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкальных занятий [Текст] /
Л. Г. Юрченко, Н. В
Корнейшикова
// Символ науки. - 2016. - № 4.С - 4.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат