Никулина Т.В.
воспитатель, МБДОУ комбинированного вида №38 «Малыш»
Г. Губкин Белгородская область
Представления современных дошкольников об окружающей действительности.
ФГОС ДО одной из целей определяет позитивную социализацию детей дошкольного возраста. Построение адекватной картины мира, приобщение детей к социокультурным нормам и нравственным ценностям, необходимым для социализации дошкольника, являются профессиональными задачами воспитателя образовательной организации
В современном мире, обществе происходит много изменений затрагивающих, как профессиональную сторону жизни, так и влияющих на личность, необходимо ориентироваться в потоке информации, непрерывно развиваться, овладевать новыми компетенциями, сохранять, развивать и передавать другому поколению нравственную культуру, быть устойчивым к моральным вызовам.
Родители и воспитатели являются носителями и первыми трансляторами культуры, ценностей и общепринятых норм. В условиях семьи и детского сада происходит начальное становление общепринятых моральных норм и правил, усвоение нравственного опыта в общении практическом взаимодействии, Субъективное представление детей об объектах и отношении окружающей действительности, а так же возникающие перебивания складываются в первичную картину мира, которая начинает формироваться в детстве и развивается в течении всей жизни.
Несмотря на важность данной проблематики, исследований о представлениях современных дошкольников, отражающих моральные нормы и нравственные ценности, очень мало. В то же время они крайне важны для психолога- педагогической практики современного дошкольного образования.
Развитие ребенка в детском саду во многом определяется профессиональными и личностными качествами воспитателя, поскольку он находиться рядом почти целый день, организует жизнь дошкольника, умеет играть, может помочь узнать много нового, поддержать, когда грустно и обидно и разделить радость, интересоваться тем, что волнует ребенка.
Вопросом «что такое хорошо и что такое плохо» задаются не только известные писатели и поэты, но и родители, - они учат детей принятым в обществе нормам и правилам.. В детском саду задачи нравственного воспитания решаются через программное содержание.. Важно отметить, что дошкольники обращают внимание на соблюдение и самими взрослыми моральных и нравственных принципов и достаточно чутки к их нарушениям как взрослыми , так и другими детьми. С помощью слов «хорошо» и «плохо» можно субъективно оценить собственные переживания.
Справедливость и вежливость – важнейшие человеческие ценности – начинают закладываться в дошкольном возрасте в соответствии с социокультурными особенностями и нормативными моделями семейного и общественного воспитания. Ребенок руководствуется ими при взаимодействии со сверстниками и другими людьми.
Содержание представлений дошкольников о том, что такое «хорошо», транслируется через опыт переживаемых чувств и состояний («ты радостный», «весело»,»приятно».»все счастливы», «тебе хочнтся когото обнять», «когда рядом друзья, мама, папа»), через описание различных ситуаций, связанных с получением удовольствия («поел много мороженого», «мама приносит игрушки»»дарят подарки», «с тобой играют» ), ярких впечатлений («когла радуга на небе, а не дождик», «жизнь простая, солце яркр светит»), чеоез оценку действий ои поступков («делаешь хорошее дело, «помогаешь»,»ты не дерешься и не кусаешься», «тебя хвалят»).
Отрицательно дети оценивают поступки и других людей, когда они деруться , соряться, ругаються и обзываютьмся.
Неуспешность, как правило ,определяется оценочным ртношением взрослого к действиям посткпкам ребенка. Все люди ошибаються. Известно, что когда человек чему -то учиться, он делает ошибки, которые с одной стороны показывают предпринятые усилия, а с другой – помогают понять, что этот способ не подходит и надо поискать другой. Когда же за ошибки ругают, критикуют,то деятельность перестает приносить удовольствие, появляется страх, что то сделать не так, пропадает уверенность в себе. Разрешать ошибаться вместе с ребенком находить. Что не получаеться, интересоваться «а как можно сделать по другому», искать такие способы, которые могут помочь дошкольнику справиться , - одна из стратегий воспитания.
Родители в семье, воспитатели в детском саду, - авторитетные фигуры для дошкольника, из оценка, отношение всегда значимы для него.
Воспитатель воспринимается детьми через различные объектные действия в отношении себя, совсем редко дошкольники выделяют личностные качества.
Понятие «друг» дается через общее определение, но в то же время дошкольники могут описать качественные характеристики товарища. Дружбу дети ценят.
Нравственные категории представлены дошкольниками через описание пережитого ими чувственного опыта, различных ситуаций. Опосредованы субъективнам отношением к поступкам и действием другого.
Модальность переживаний определяется восприятием ситуации как благоприятной, положительной, в отношении себя, направленной в свою пользу.
Справедливость, как нравственная ценность, связанная с моральной сферой жизни человека, трудна для освоения детьми, и знание моральных правил применяется в основном в межличностном взаимодействии, в ситуации, когда необходимо,чтобы соблюдалась честность.
Таким образом, мастерство педагога определяется его готовностью к субъект-суюъетному взаимодействию с детьми- типу взаимодействия, в котором партнеры воспринимают дркг друга, поддерживают друг друга в деятельных отношениях к миру и к себе в нем.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат