Экологическое воспитание детей на примере работы МБОУ для обучающихся с умственной отсталостью «Бейская школа-интернат»
Кутергина Е.А.-воспитатель
высшей категории
Важность экологического воспитания в современном мире невозможно переоценить. Главная задача его - формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и охрану природы на первое место.
Не стоит считать, что дети с ОВЗ не нуждаются в экологическом воспитании. Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к различным формам образования, культуры и труда.
Дети с ОВЗ на учебных и урочных занятиях получают основные знания о природе, труде людей, взаимодействии человека и природы. Не смотря на ограниченные возможности здоровья, дети с большим интересом изучают тот материал, который непосредственно связан с их жизнью, с ближайшим окружением. Необходимость формирования экологического сознания воспитанников и их потребность в изучении природы, в осуществлении природоохранной деятельности поставили перед коллективом школы необходимость введения в учебно-воспитательный процесс различных форм работы по экологическому воспитанию :
- в школе создан и активно работает экологический отряд «Зеленый патруль»;
- разрабатываются и успешно реализуются различные экологические общешкольные проекты, такие как : «Чистый берег», «Цветочно-овощной микс», «Каждой птичке по кормушке», «Будь здоров»,автором и соавтором которых я являюсь;
- в школе имеется стационарная отапливаемая теплица, в которой проводятся различные экологические эксперименты и обучающиеся осваивают основы сельскохозяйственного труда, а также в школьной теплице был реализован исследовательский проект «Удивительные каллы»;
- ежегодно в школе работает кружок «Юный цветовод», посещают который все желающие обучающиеся;
- в школе имеется огород, на котором выращиваются экологически чистые овощи, работая на данном огороде ребята осваивают навыки сельскохозяйственного труда, а также был реализован исследовательский проект «Значение севооборотов для повышения урожайности».
В ходе проведения воспитательной работы по экологическому направлению отмечено, что особый интерес у ребят вызывает именно участие в проектной деятельности.
Включение проектной технологии в воспитательный процесс дает возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развить мотивационную сферу обучающихся. Работая над проектом, дети учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей. Процесс работы над проектом позволяет пробудить у обучающихся осознанный интерес к изучаемому предмету, проявить творческие способности. У детей появляется уверенность в себе, гордость за разработанное и изготовленное изделие, значимость и необходимость своего труда для окружающих людей.
Общешкольные экологические проекты имеют различную направленность:
-проект «Чистые берег», заключающийся в ежегодной осенней уборке территории родника, носит практическую направленность;
-проект «Цветочно-овощной микс», заключающийся в разработке макета будущих пришкольных цветочных клумб и , выращивании и высадке цветочной рассады- творческо-практическую направленность;
-проект «Каждой птичке по кормушке», заключающийся в изготовлении каждым классом кормушки для птиц, организации регулярной подкормки птиц и наблюдении за тем, какие птицы какой корм предпочитают и в какое время прилетают, носит исследовательский характер;
- проект «Будь здоров!», целью которого является знакомство учащихся с народными рецептами лечения простудных заболеваний , а также с пользой меда, малины, лука, чеснока и различных лекарственных трав , конечно же, познавательный.
В рамках каждого проекта проводятся различные общешкольные мероприятия: тематические линейки, театрализованные праздники, увлекательные квесты и многие другие, в которых ребята принимают активное участие и ответственно относятся к их подготовке и проведению.
Подведя итоги работы над реализацией общешкольных проектов еще раз убеждаемся в том, что метод проектов действительно эффективное современное средство экологического воспитания обучающихся с умственной отсталостью. В рамках проектов ребята получили важные экологические знания, которые позволили им наравне с обучающимися других общеобразовательных школ принимать участие в конкурсах экологической направленности и одерживать уверенные победы как на районном уровне, так и на республиканском, а также практические навыки, которые пригодятся им в дальнейшей взрослой жизни.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат