Попова Т.А., Тюрина Е.Г.
МБОУ «СОШ № 44», г. Полысаево
Влияние рефлексивной позиции учителя на процесс его личностного самоопределения
Изменения, происходящие в социуме, определяют формирование новой профессиональной модели учителя, что вносит изменения в его социально-педагогические функции и влияет на характер и ценности педагогической деятельности. Переход на новую парадигму образования происходит в процессе ежедневной педагогической работы, где учитель сам готовит себя к новому содержанию образования, переосмысливает свою педагогическую деятельность в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются к педагогу.
Таким образом, необходимость модернизировать собственную педагогическую деятельность является важным условием современного образования. Учитель должен обладать и развивать способность самоопределяться в условиях педагогической практики, проявлять активную позицию в создании новой педагогической реальности.
Личностное самоопределение учителя, как проявление его субъективных характеристик является значимым как на этапе профессиональной деятельности, так и на этапе ее совершенствования. Оно означает, что учитель должен осуществлять непрерывный процесс рефлексии, под которой понимается мыслительная способность к анализу и оцениванию своей профессиональной деятельности.
Рефлексивный характер педагогической деятельности проявляется в осознании учителем своего места в профессии. Согласно исследованиям психологов, педагогическая рефлексия способствует активизации интеллектуальных резервов и личностных усилий учителя, поэтому рефлексивность следует рассматривать как фактор его совершенствования.
Рассмотрение рефлексивной позиции в контексте личностного самоопределения учителя определяется современными социокультурными реалиями, где требуется личностное отношение педагога к своим профессиональным обязанностям, активная позиция в процессах модернизации образования, наличие собственной конструктивной позиции педагогической деятельности. Однако, по нашему мнению, рефлексия не ограничивается только выражением учителем своего отношения к себе, к школьникам и педагогической деятельности, она обеспечивает построение системы интеллектуальных, ценностных отношений в педагогической деятельности, которые являются источником активности педагога.
Рефлексивный компонент позволяет учителю анализировать педагогическую деятельность и при необходимости корректировать ее. Недостаточно сформированная рефлексивная позиция приводит к зависимости личностного самоопределения учителя от внешних факторов (обстоятельств, воздействий). Из этого следует, что ее развитие у учителя означает развитие его способности к самоопределению. Рефлексия позволяет учителю оценить педагогическую систему и ее компоненты, определить свою социальную роль в образовательном процессе, изменить свою личностную позицию. Происходит выработка критериев собственной педагогической деятельности, учитель осмысливает свои ценностные ориентации и приходит к новым ценностным отношениям. Через рефлексию учитель выявляет принципы оценки смыслов и ценностей, актуализирует оценочную и корректирующую функции, которые регулируют изменения в педагогической деятельности.
Оценочная деятельность учителя является механизмом самокоррекции, что способствует установлению соответствия между собственными педагогическими действиями и системой нравственно-профессиональных ориентиров. Контролирующая функция, в свою очередь, реализуется через умение управлять и проявлять собственные смыслы.
В настоящее время, в условиях обновления школы, многие формы и методы педагогической деятельности утрачивают свое значение и учителю необходимо выйти из стереотипов собственной педагогической деятельности. И здесь рефлексия педагога выступает механизмом осознания инноваций в профессиональной деятельности.
Рефлексивная позиция учителя способствует росту его педагогического мастерства, помогает преодолеть профессиональную ограниченность, занять позицию исследователя, актуализировать инновационный характер педагогической деятельности.
Таким образом, рефлексивная позиция учителя позволяет выявить изменения, которые происходят в процессе личностного самоопределения в новых условиях:
у
читель осознает целесообразность педагогических инноваций и необходимость изменений;
проявляет открытость к восприятию нового опыта;
оказывается,
способным к принятию и осуществлению педагогических инноваций.
С целью определения условий процесса личностного самоопределения были определены следующие уровни личностного самоопределения:
осознание эффективности педагогической деятельности;
переосмысление стереотипов педагогической деятельности;
критичность к прошлому опыту;
оценка адекватности педагогической деятельности;
способность самостоятельно определять изменения;
корректирование профессиональных умений.
Степень выраженности этих критериев позволяет выделить следующие уровни личностного самоопределения:
-оптимальный;
- допустимый;
- критический.
Для определения уровня личностного самоопределения учителя, нами была разработана анкета и проведено исследование 42 учителей из школ города Полысаево методом экспертной оценки. Респондентам предлагались вопросы, связанные с умениями в области оценивания, рефлексии, аналитических и прогностических умений, адекватной самооценки.
Анализ данных позволил сделать вывод о том, что 33,3% респондентов соответствовали критическому уровню, 52,4% - допустимому уровню, 14,3% - оптимальному уровню.
Для категории учителей, находящихся на критическом уровне характерно неумение интерпретировать и оценивать результаты собственной педагогической деятельности.
В качестве наиболее эффективных педагогических условий развития личностного самоопределения учителя, включая рефлексивный компонент, можно выделить следующие:
организация педагогической поддержки в профессиональной деятельности, позволяющая активизировать его личностное самоопределение;
вовлечение учителя в инновационную деятельность образовательного учреждения;
использование педагогических технологий, направленных на формирование рефлексивной позиции учителя.
Таким образом, исследование позволило определить не только уровень личностного самоопределения учителя, но и определить сильные и слабые стороны профессиональной компетенции учителя, его профессиональные затруднения, по которым в дальнейшем можно выстраивать коррекционную работу. Осмысление этого вопроса позволяет сформулировать выводы о процессе личностного самоопределения, с тем, чтобы учитель мог осознанно организовать образовательный процесс в новой социокультурной ситуации.
Литература:
Бондаревская
, Е. В.
Парадигмальный
подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций / Е. В.
Бондаревская
, С. В.
Кульневич
// Педагогика. - 20
1
4. - №10. - С. 23 - 31.
Борисова, Е. М.
Профессиональное самоопределение личности: личнос
тный аспект:
автореф
.
дис
.д
окто
ра
психол. наук / Е. М. Борисова. -М.,
200
8. -24 с.
Буякас
, Т.
М. Проблема и психотехника самоопределения личности / Т. М.
Буякас
// Вопросы психологии. - 20
1
2. -№ 2. - С. 28-39.
Вазина
, К. Я.
Рефлексивно-технологическое развитие человека
:
монография / К.
Я.
Вазина
. - Н. Новгород
:
ВГИПУ, 2009. - 166 с.
Выготский
, С. Л.
Педагогическая психология [Текст] / Л. С.
Выготский
. - М.
:
Педагогика,
2011
. - 480 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат