Наименование вышестоящей организации:
«МКУ "Управление образования Шебекинского городского округа"
Наименование профессиональной образовательной организации: «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Муромская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»
Вид материала: авторская статья
Тема: рассмотрение проблем организации групповой работы на уроке
Название разработки: «Об опыте организации групповой работы на уроке в условиях реализации ФГОС НОО»
Сведения об авторе:
Должность автора: учитель начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Муромская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»
Фамилия, имя, отчество автора: Красникова Марина Борисовна
Аннотация
Данная методическая разработка посвящена проблеме организации групповой работы на уроке. Статья раскрывает вопросы генезиса указанной проблемы и средства её разрешения. Может быть полезна учителям, классным руководителям и методистам образовательных учреждений
«ОБ ОПЫТЕ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО»
Выбор того или иного способа формирования групп зависит от целей, которые ставит учитель в данный момент. Например, для того, чтобы учащиеся научились работать вместе, целесообразно использовать подобранные учителем группы, которые могут оставаться без изменения несколько недель. Когда учащиеся уже усвоят основные навыки работы в группах, учитель может поставить перед ними задачу – научиться устанавливать нормальные рабочие отношения с любыми одноклассниками, даже если они и не нравятся друг другу.
Групповая работа позволяет:
- предложить каждому ребёнку эмоциональную и содержательную поддержку для предупреждения тревожности и формирования характера;
- дать каждому ребёнку опыт выполнения функций контроля и оценки, позже – целеполагание и планирование;
Класс может быть поделен на группы:
стихийно.
по интересам:
а) желание (дружба);
б) по отношению к проблеме, к предмету;
в) по уровню познавательной активности:
одноуровневые – разноуровневые
слабые и сильные
Важно помнить!
Выбор способа формирования групп определяется учителем с учётом временного ресурса, наличия/отсутствия в классе конфликтов, сложившихся традиций групповой работы и т.д.
При определении размера группы нужно учитывать подготовленность к слаженной и эффективной работе.
Состав групп нужно варьировать. Дети будут каждый раз учиться взаимодействовать и согласовывать свои действия с разными людьми, что даёт возможность проявить себя в групповой работе.
РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ ДЕЛЕНИЯ НА ГРУППЫ
«По желанию»
-
учащиеся сами определяют, с кем они будут работать и объединяются в группы.
«Как сидите»
-
группы формируются по «территориальн
ому признаку» (
уча
щиеся, сидящие за одной партой или
за соседними партами
)
;
Приклеивание на спинки стульев
до начала занятий карточек с символами или номерами групп.
Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части
и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.
Загадки.
Каждый командир получает карточку с текстом загадки (лучше, если они будут на одну тему).
Отадавшие
объединяются в группы.
Пословицы н
аписать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей. Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое.
Лото.
Дети берут картинки лото и ищут ''свое место'' на большой тематической карточке: домашние животные, животные севера и т.д.
Правила организации групповой работы:
убедись, что в разговоре участвует каждый;
говори спокойно и ясно;
говори только по делу.
Использую плакат с правилами и напоминаю ученикам правила перед тем, как они начнут работать в группах.
Основные противопоказания при организации работы в группе:
Недопустима пара из двух слабых учеников
.
Детей
нельзя принуждать к общей работе (а завтра стоит им предложить снова сесть вместе
).
Если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему отсесть
.
Я выделила два внешне наблюдаемых критерия, по которым можно непосредственно судить о слаженности работы группы.
Во-первых, снижение числа ошибок в тот период обучения, когда индивидуальные работы детей еще пестрят ошибками.
Во-вторых, удовольствие партнеров от совместной работы.
При такой организации учебного сотрудничества, "недружная" работа наблюдается лишь на первых этапах, когда навыки сотрудничества только начинают складываться. Но в течение двух - трех месяцев работа групп поднимается до уровня подлинного согласованного взаимодействия.
Список литературы
1. Байденко, В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы) [Текст]: Метод. пособие / В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.
2. Глазкова, А. организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности [Текст] / А. Глазкова // Начальная школа. 1999. - № 10. – С. 3-5.
3. Дьяченко, В. К. Организационные формы обучения и их развитие [Текст] / В. К. Дьяченко // Советская педагогика. - 1985. - № 9. – С. 3-8.
4. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников [Текст] / Под ред. И. Б. Первина. – М.: Педагогика. – 1985. – 52 с.
5. Кульневич, С. В., Лакоценина, Т. П. Современный урок. Часть 3: Проблемные уроки [Текст]: научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2006. – 288 с.
6. Лийметс, Х. И. Групповая работа на уроке [Текст] / Х. И. Лийметс. – М.: просвещение. – 1975. – 35 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат