Бубнова Алёна Олеговна
дефектолог МБОУ СОШ № 5 г. Кострома, Россия
Аlena Оlegovna Bubnova
defectologist MBOU SOSH No. 5 Kostroma, Russia
Особенности формирования самооценки у младших школьников с умственной отсталостью.
Аннотация: Статья посвящена изучению особенностей самооценки младших школьников с умственной отсталостью. Рассматривает уровень притязаний и его зависимость от самооценки. Также в статье говорится о том, что неадекватная, завышенная или заниженная самооценка ведёт к образованию нарушений в формировании личности, разрушаются взаимоотношения.
Ключевые слова: « самооценка» « заниженная самооценка», « завышенная самооценка», « адекватная самооценка», « умственная отсталость».
Annotation: The article is devoted to the study of the features of self-esteem of younger schoolchildren with mental retardation. Examines the level of claims and its dependence on self-esteem. The article also says that inadequate, overestimated or underestimated self-esteem leads to the formation of violations in the formation of personality, relationships are destroyed.
Key words: "self-esteem", "overestimated self-esteem", "low self-esteem", "adequate self-esteem", "mental retardation".
Одним из самых важных компонентов , влияющих на поведение человека, является самооценка. Самооценка- это представление личности о самой себе, о своих силах и возможностях, о качествах и месте, которое занимает среди окружающих людей. Самооценка оказывает большое влияние на личностное развитие , самореализацию и эффективную деятельность человека. От самооценки зависит спектр социально-психологических отношений личности, а именно взаимоотношения с людьми, критичности и требовательности к себе, восприятия не только собственных, но и чужих, успехов и неудач.
Сложившаяся самооценка является результатом того, что человек на протяжении всей дальнейшей жизни сопоставляет свои качества и возможности с теми, что наблюдает в других людях. Личность , зная о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот человек не безразличен к его личностным качествам, поступкам, проявлениям, и все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. [ 2 ]
Изучением самооценки детей с умственной отсталостью занимались такие зарубежные и отечественные педагоги и психологи как: С.Я. Рубинштейн, М.С. Певзнер, В.М. Махова, Б.В.Зейгарник, У.Джемс, К. Роджерс, Р. Бёрнс и многие другие. В своих исследованиях ученые отмечали, что формирование самооценки у младших школьников с умственной отсталостью проходит медленно и с большим трудом, нежели у нормально развивающихся сверстников. Это связано с тем, что у детей данной категории наблюдаются несформированность познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы, трудности в общении, неадекватное восприятие действительности. Помимо выше перечисленного, детям свойственны сниженный уровень самопознания и некритичность при оценке собственных поступков и действий. Из-за этого возникает неумение адекватно оценивать свою работу, делать анализ собственной деятельности. Умственно отсталый ребенок в различных ситуациях выбора не в полной мере производит учет и анализ изменяющихся обстоятельств. Это говорит о недостаточной эффективности функционирования оперативной самооценки. Отсюда — неполноценная ориентировка в каком-либо задании, деятельности. Перечисленные особенности отражаются на своеобразии развития самооценки у умственно отсталых. [ 5 ]
По мнению, Л. И. Божович, правильное формирование самооценки является одним из важнейших процессов развития личности ребёнка. Устойчивая самооценка развивается под влиянием оценки со стороны окружающих людей или детей, а также собственной деятельности ребёнка и собственной оценки её результатов. Если ребенок не умеет анализировать свою деятельность, а оценка со стороны близких людей меняется в отрицательном для него направлении, возникают острые переживания. Так, например, если в семье у ребенка сформировали положительную самооценку и соответствующие притязания, а вслед за тем в детском саду или в школе он столкнулся с отрицательной оценкой, возникает много отрицательных форм поведения (обидчивость, упрямство, драчливость и т. д ) При длительном сохранении такой ситуации эти отрицательные формы поведения фиксируются и становятся устойчивыми качествами личности. Л. И. Божович отмечает, что отрицательные качества личности возникают в ответ на потребность ребенка избежать тяжелых переживаний, связанных с потерей уверенности в себе.
Самооценка умственно отсталого ребёнка в условиях воспитания проходит через контрастные и резкие воздействия. В семье, пока ребенок маленький, и особенно в те моменты, когда обнаруживаются те или иные заболевания нервной системы, к нему относятся не только с сожалением, но и радуются каждому достигнутому успеху. При таких периодах позиция ребенка становится склонной к тому, чтобы оценивать себя высоко. У его проявляются завышенные притязания к вниманию со стороны близких ему людей, он нуждается в ласке и каждому своему шагу требует одобрения. Но только как дети попадают в коллектив сверстников, то по сложившейся самооценке, которая была заложена в семье, наносится огромный удар. У младших школьников с умственной отсталостью самооценка неадекватна, верные суждения и понятия о своих силах и возможностях не сформированы. Дети не способны критично давать оценку действиям и поступкам, которые они совершают. В таком случаи дети чрезмерно завышают, либо наоборот, очень занижают свои нравственные качества и способности. И значимым в этот возрастной период становится мнение близкого для ребенка взрослого. Если взрослый без достаточных на то оснований дает положительную оценку способностям, чертам характера и поступкам ребенка, то у младшего школьника с умственной отсталостью может сформироваться завышенная самооценка. Но если действия ребенка раздражительно влияют на окружающих людей, вызывают недовольства и свой адрес младший школьник с умственной отсталостью слышит только порицания и негативную критику, сформируют у него неправомерно заниженную самооценку.
Л .С. Выготский отмечал, что повышенная самооценка детей с умственной отсталостью связана с их общим интеллектуальным недоразвитием, общей незрелостью личности ребёнка, а также указывал на то, что может существовать иной механизм образования повышенной самооценки. С его точки зрения , «……. именно на почве слабости, из чувства собственной малоценности и возникает псевдокомпенсаторная переоценка своей личности». [ 5 ]
Завышенная самооценка у детей с умственной отсталостью, тесно взаимосвязана со снижением интеллекта, с недоразвитием, незрелостью
личности. Она возникает как ответная реакция на низкую оценку со стороны
окружающих. [ 1 ]
М. И. Кузьмицкая в своих исследованиях говорит о том , что для детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью характерен высокий уровень притязаний, поскольку они не могут правильно оценить свои возможности. Кроме этого ученики не способны мотивировать свою самооценку, в меньшей степени при оценивая себя, опираются на оценки взрослых или на общее представление о себе. По мнению Кузьмицкой, для младших умственно отсталых учащихся характерен высокий уровень притязаний, поскольку они не могут правильно оценить свои возможности. Учащиеся, не осознавая имеющихся у них отклонений в развитии, считают, что им доступна любая специальность, что они могут стать врачами, учителями, космонавтами, т.е. из всех немногих известных им специальностей называют самые для них доступные.
Личностные взаимоотношения и оценка своего положения в коллективе у
детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью формируются постепенно и зависят от потребности в социальном общении. Самооценка определяется успехами в учебной деятельности, труде и игре.
Ж. И. Намазбаева утверждает, что межличностные отношения в
коллективе и самооценка в большой мере определяются успехами в учебной
деятельности. Хорошо успевающие школьники с умственной отсталостью с
адекватной или несколько заниженной самооценкой своих возможностей и
успехов, как правило, занимают благоприятное место в коллективе. Школьники со слабой успеваемостью, переоценивающие свои возможности, проявляющие завышенную самооценку и неадекватный уровень притязаний в сфере межличностных отношений ,чаще всего занимают неблагоприятное положение в коллективе сверстников. [ 4 ]
В зависимости от самооценки находится уровень притязаний. У умственно отсталых наблюдается нарушение уровня притязаний. Характер этих нарушений определяется характером дефекта. Так, у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости и уравновешенным протеканием процессов возбуждения и торможения можно постепенно выработать адекватный в данной ситуации уровень притязаний. У умственно отсталых школьников средней степени уровень притязаний практически не вырабатывается. У умственно отсталых детей с грубыми эмоциональными нарушениями также нарушена какая бы то ни была зависимость между трудностью задания и уровнем притязания.
Нарушение уровня притязаний у умственно отсталых объясняется неумением оценить свои возможности, спланировать свою деятельность, предвидеть ее результаты.
Важная, часто определяющая роль в формировании адекватной устойчивой самооценки умственно отсталых принадлежит окружающим его взрослым. Осуществляя процесс воспитания и обучения, оценивая деятельность, поступки, высказывания умственно отсталых детей, учителя и другие специалисты, работающие с ними, оказывают направляющее воздействие на самооценку умственно отсталого ребенка.
Таким образом, самооценка не только является регулятором поведения
ребенка и его взаимоотношений с окружающей средой, но и представляет
важный компонент в формировании самосознания человека. В результате
коррекционного обучения у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью самооценка становится более адекватной, у них проявляется умение правильно оценивать и себя, и результаты своей деятельности, что говорит о развитии их личности.
Список литературы:
1.Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст] :
руководство / Д. Н. Исаев. – СПб. : Речь, 2003 – 391с.
2. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М., 2004.
3. Максимова Н.Ю. Оценочная деятельность и формирование самооценки школьников // Вопросы психологии. – 2003. - №5. – С.42-47.
4.Намазбаева, Ж. И. Изучение развития самооценки умственно
отсталых школьников V и VIII классов [Текст] / Ж. И. Намазбаева //
Дефектология. – 1971 – № 1 – С. 24-30.
5. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин–тов по спец. № 2111Дефектология / С. Я. Рубинштейн. – 3–е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1986 – 192 с.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат