НАСТАВНИЧЕСТВО В ОБРАЗОВАНИИ
Барабашова Т.М., Бессараб Е.Н., Свеженцева Н.В.
В конце 2018 года был утвержден национальный проект «Образование». Одну из ведущих ролей в его реализации играет наставничество. Это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей молодому человеку от более опытного и знающего, предоставление молодым людям помощи и совета через неформальное взаимно обогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
В настоящее время наставничество призвано самым важным и успешным методом, способствующим развитию профессионализма.
Технология наставничества применима для решения проблем, с которыми сталкиваются молодые специалисты в новом коллективе.
Целью наставнической деятельности в системе образования выступает непосредственное воздействие, направленное на продуктивное развитие, социальную адаптацию путем передачи опыта от наставника к наставляемому. Объектом наставничества является сам процесс передачи опыта, а субъектами - наставники, представители структур, которые организуют наставническую деятельность, и контролирующих организаций, сами наставляемые.
Рассмотрим функции образовательной организации по реализации наставнических программ: обеспечение формирования баз данных наставнических программ и лучших практик; обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества.
Организация наставничества в педагогическом коллективе предполагает утверждение необходимых документов, а также определение должностных лиц, ответственных за организацию и руководство наставничеством.
Выделяют пять основных типов наставничества: традиционное личное наставничество, которое подразумевает наставничество одного молодого человека одним взрослым.
Групповое наставничество подразумевает работу одного наставника с группой, состоящей максимум из четырех человек, в которой наставник берет на себя роль лидера и обязательство регулярно проводит встречи с наставляемыми на протяжении длительного периода времени.
В рамках командного наставничества несколько наставников работают с небольшими группами наставляемых (в соотношении не больше, чем один к четырем).
Наставничество ровесниками предоставляет молодым людям возможность развивать наставнические отношения со сверстниками или младшими по возрасту.
Интернет-наставничество (также известное как «онлайн наставничество») подразумевает отношения наставника с одним наставляемым, которые общаются через Интернет по крайней мере один раз в неделю от шести месяцев до года. При этом могут быть организованы две-три личные встречи, одна из которых является стартовой. Часто наставник выступает в качестве руководителя или консультанта в каких-либо видах деятельности. Такое общение позволяет осуществлять взаимодействие наставников с наставляемым по конкретным практическим проблемам, создать базу знаний по актуальным вопросам. Этот тип наставничества предоставляет участникам больше времени на обдумывание вопросов и подготовку ответов и позволяет участвовать в обсуждении большему числу заинтересованных лиц, а потому располагает к более серьезным обсуждениям в сравнении с личной консультацией.
Эффективные программы наставничества подразумевают достаточную гибкость для удовлетворения личных потребностей каждого наставляемого. Наиболее достоверным показателем положительных результатов наставничества является наличие между наставниками и наставляемыми доверительных отношений. Такие отношения не складываются сами собой.
Для эффективной реализации программ наставничества необходима организация постоянного мониторинга и оценки, которые осуществляются на основании критериев эффективности.
Критериями эффективности являются: а) организационные характеристики: выполнение условий организации наставнической деятельности (наличие концепции, программы, документов), развитие научной и методической базы, обеспеченность кадрами; б) психолого-педагогические характеристики – мотивированность наставников и наставляемых, их включенность в двусторонний процесс наставнических отношений, умение поддерживать отношения “наставник - наставляемый” до их логического завершения и др.
Молодые педагоги начинают трудовую жизнь в эпоху обновления. Они молоды, обладают знаниями, но у них пока еще мало опыта и профессионального мастерства. Учеба для них продолжается, а реализация программы «Наставник» формирует новое педагогическое сообщество, которому под силу будет решение важных государственных вопросов в области образования. Что дает эта работа самому наставнику? Это эффективный способ самореализации, повышения своей квалификации, выход на более высокий уровень профессиональной компетенции. Педагогический опыт можно почерпнуть из книг, методичек, Интернета и других источников информации, но человечество еще не придумало лучшего способа передачи опыта, чем личный контакт и творческое взаимодействие педагогов-единомышленников разных поколений.
-
Все мероприятия на нашем портале проводятся строго в соответствии с действующим законодательством и ФГОС
-
Результаты олимпиад доступны моментально. Результаты участия в творческом конкурсе или публикации статей – в течение 1 рабочего дня
-
Участие в любом конкурсе – бесплатное. Вы оплачиваете изготовление документа только когда знаете результат